Клара Новикова

05:29 Интервью

Совсем недавно в Геленджике прошел очередной этап фестиваля «Москва – Транзит – Москва».  Членами жюри конкурса были именитые артисты, композиторы, юмористы.

В этом составе состояла и народная артистка российской эстрады Клара Новикова. Во время одного из фестивальных дней со знаменитостью встретилась наша корреспондент Анастасия Заиченко- Клара Борисовна, что для вас самое сложное в судействе?- Делать это правильно.  Я деру глотку как сумасшедшая. Мне кажется, что надо дать надежду ребятам на то, что у них все получится и в то же время указать им на их недочеты.Я тоже прошла многие конкурсы, и никто не был добр по отношению ко мне. Наша профессия достаточно жесткая, в ней очень серьезная конкуренция, борьба за место на телевидении  и очень много других факторов. Любая, даже самая маленькая деталь может выбить из колеи настолько, что нормально выступить становится очень сложно.  Когда я сужу такие конкурсы, мне очень важно, чтобы все было идеально в номере: чтобы ведущий хорошо представил артиста,  вовремя дали фонограмму,  правильно были подобраны костюмы.

Глядя на этих ребят, я понимаю, что все делается на коленях:  не хватает денег, поддержки, профессионализма. Хотя иногда начинающие артисты выступают намного лучше известных исполнителей, в этом заслуга  и художественных руководителей.Хотелось бы  посоветовать некоторым из них как повысить уровень внутренней культуры.Меня немножко смущают девочки детсадовского возраста. Дети – они обаятельны всегда, что бы ни делали. Поэтому  оценивать  номера,  которые поставлены при участии детей, достаточно сложно. Сам конкурс ориентирован на работу взрослых коллективов, и  для оценки номеров подобрано профессиональное жюри. При судействе  я не жалею никого. Я могу потом объяснить, что и как нужно было сделать. Но в момент истины я поступлю так, как посчитаю нужным.Работая в составе жюри, я вижу многое: в домах культуры создаются творческие коллективы, появляются театральные и цирковые студии. Это все делают люди, которые «болеют» своей работой. Так появляются профессионалы. Многие известные артисты начинали свою карьеру в провинции. И только потом приезжали покорять Москву.   – Как вы считаете, Москва – это старт для дальнейшего  продвижения своих талантов?- Москва – это школа выживания. Многие приезжают туда, не имея ни гроша в кармане, у них нет квартир, еды,  работы – ничего. Я сама долгое время снимала квартиру там. Все деньги, которые я зарабатывала, уходили на оплату комнаты.   Это было трудно, но я не уехала. У меня был стимул – доказать папе, который не хотел, чтобы я была артисткой,  что я стану ею. Когда я справилась с этим, он очень мной гордился. У этих ребят все только начинается, у них все еще впереди. Мне есть, что им сказать, чему научить, помочь, посоветовать. – Можете ли вы увидеть в начинающем артисте будущую «звезду»?- Когда человек только появляется на сцене, уже видно, какой из него артист. После выступлений мы проводим круглые столы для начинающих исполнителей, где проводится «разбор полетов». Также у нас проходят мастер-классы.  Они нужны для того, чтобы молодой исполнитель научился проживать свою роль на сцене.  Для этого нужно уметь увлечь.

Мастерству нужно учиться много лет. Недостаточно просто закончить институт. Нужно жить своей работой, ведь это то, ради чего ты преодолеваешь свои болезни, оставляешь детей, едешь тысячи километров в неизвестном направлении. Надо работать и отдавать профессии всего себя.  Я так и говорю: «Увлеки меня, сделай так, чтобы я тебе верила. Ну, хочешь, пошли меня, но сделай это так, чтобы я сама захотела туда пойти». В начале своей творческой деятельности мне никто не помогал, некому было посоветовать.  Я сама ходила в библиотеку и отбирала тот юмор, который мне нравился. Он меня сформировал. Дальше я уже начала работать с авторами и теперь в моих силах   помочь сегодняшним артистам, поделившись своим опытом.  – Вы готовы к диалогу с начинающими дарованиями. У вас на сайте размещена информация о том, что вы приглашаете к сотрудничеству «молодых очень и молодых не очень» авторов. Это дало результаты?- Конечно. Мне сейчас пишет одна «авторица», которая написала очень много талантливых работ. У меня уже есть несколько номеров, созданных при ее участии. В этом году  в Юрмале я исполняла некоторые из них.Юрмала – это  серьезная арена, тот же конкурс. Там работают профессионалы.  Уровень конкуренции там гораздо выше, чем на фестивалях молодых исполнителей.  В зале сидят жюри, зрители  и представители крупных телеканалов. От них зависит твоя дальнейшая судьба, попадешь ли ты в новогоднюю передачу, программу к 8 марта и так далее. Поэтому то, что монолог начинающего автора прозвучит именно со сцены Юрмалы – огромное достижение для него. – Вы также участвовали и побеждали во многих конкурсах. На ваш взгляд, победа  стимулирует к тому, чтобы развивать себя дальше?- Я завоевала большое количество наград  на многочисленных фестивалях. Но каждый день, когда я выхожу на сцену – это экзамен. Да, я заработала те аплодисменты, которые звучат, пока я иду к микрофону. Но то, прозвучат ли они в следующий раз, зависит от меня уже в тот момент, когда я иду обратно за кулисы и мысленно начинаю готовиться к следующему выступлению. Каждый такой день – испытание. Победа – это новый виток к тому, чтобы дальше чем-то удивлять. Артисту каждый день надо придумывать что-то новое. А я удивляю публику уже сорок с лишним лет, могу выйти на пенсию и жить тихонечко дальше.  Но эта работа не прощает послаблений. Нельзя оставаться безразличным ни одной секунды. Если у тебя «не горит глаз», зритель заметит это в ту секунду, когда ты вышел на сцену. Кто-то может относиться к своей работе так: «Ай, мне все равно, кто там что получит, я уже съел пирожок с капустой». А я так не могу. Со мной на сцене в разговорном жанре выступают одни мужчины. Нужно держать всех за глотку, каждый раз доказывать, что ты ничуть не хуже. Я не буду называть нескольких женщин, которые в этом жанре работают, но за их спинами есть люди. А я одна. Все сама.  – Что вы не приемлете в юморе?- Для меня табу – это хамство. Можно даже матом со сцены ругаться, но так, чтобы это не покоробило зрителя. Есть интеллектуальный юмор, как у Жванецкого, а есть юмор «ниже пояса». Мне это непонятно. Значит, выше пояса – это ты, а чуть ниже – уже не ты? Можно шутить над всем, главное  – как. Иногда нужно уметь с иронией отнестись к жизненным испытаниям, чтобы не сойти с ума. Улыбайтесь чаще!

Анастасия ЗАИЧЕНКО

(Нет оценок)

Добавить комментарий