«Криница» – проявление феномена истинно русской интеллигенции
В 19 веке русская интеллигенция всегда отличалась особенным свойством, проявляющимся в стремлении сохранить свет души и помочь страждущим. Духовные поиски конца позапрошлого века об идеальном обществе привели к возникновению на территории Геленджикского района общины, организованной интеллигенцией и названной «Криница». В ней проходило становление многих мыслителей и практиков народного движения. Их основными основополагающими идеями были:
- С экономической точки зрения – следует полагаться только на собственный труд без привлечения наемных работников;
- С идеологической – придерживаться стремления к самопознанию, самосовершенствованию и жизни для других.
Основателем «Криницы» стал русский аристократ, получивший блестящее образование – Еропкин Виктор Васильевич. В молодые годы он увлекся модными на то время идеями народничества, под их влиянием он отказался от своего статуса, материальной поддержки семьи, став жить самостоятельно и зарабатывать учительским трудом. В то время многие искали своих единомышленников, чтобы объединившись, создать общину – как новую форму объединения и жизни людей. Еропкин присмотрел земельный участок на Михайловском перевале, купил его и организовал интеллигентскую общину «Криница».
Ядром сообщества стали присоединившиеся позже Сычугов Зот Семенович – по происхождению сын священника, который будучи студентом сельскохозяйственного училища, был арестован за свободомыслие. Последователем учения о необходимости создания нормальной среды для развития человека стала Наталья Николаевна Коган – дочери князя Друцкого-Соколинского. К этому побудило ее рождение детей, проблема воспитания которых стояла перед ней как мыслящим человеком. По ее мнению, их развитие должно осуществляться в трудовой обстановке и на природе. На ее плечи и легла работа с детьми, которых брали в общину по желанию родителей из окружающих деревень, а так же сирот и полусирот. Подрастающее поколение получало образование и воспитание, целью которого были вырастить:
- трудолюбивого, физически крепкого, приспособленного к жизни человека;
- критически мыслящую и нравственную личность, которая способна была бы пожертвовать собой ради счастья других.
В противоречиях, конфликтах и дискуссиях прошла жизнь общины, которая просуществовала более 30 лет. Все ее члены старались приблизиться к идеальной форме жизни, о которой мечтали и в которую свято верили. Такой внутренний свет отличает русскую интеллигенцию, позволяя говорить о ее феномене.