Эй, ты, с подносом!

08:29 Общество

Как работается сотрудникам общепита

Период с начала апреля по конец мая – время, когда толпы местных и приезжих в бешеном ритме носятся по городу и обрывают телефоны организаций в поисках подходящей вакансии. Многим нужна работа на сезон.По подсказке подруги я пришла в одну из кофеен нашего замечательного города-курорта. Там мне выдали бордовый фартук до пола, одели в чёрную футболку и посадили полировать столовые приборы. Тут-то в спокойной предсессионной жизни студентки и появился перец тяжёлой судьбины работника общепита.

Утро начинается, начинается…

На старт, внимание, стажировка! Три дня подряд по нескольку часов новенькие официанты учатся сервировать столы, бессчётное количество раз перечитывают меню и ходят по пятам за бывалыми коллегами. После этого они считаются если не квалифицированными, то, по крайней мере, годными к работе. Как известно, лучший учитель – собственный опыт, поэтому, не дождавшись окончания «курса молодого бойца», я взялась за поднос.

Дресс-код в кофейне, честно говоря, не очень строгий, хоть в шортах ходи, потому что «под фартуком всё равно не видно». Единственное обязательное требование – волосы должны быть убраны, причёска значения не имеет, лишь бы была. Поэтому в выходные, когда начальство отдыхает, девчонки, которые могут себе это позволить, заплетали милые косички – так чаевых больше дают. Каждый день работы официанта практически не отличается от всех предыдущих: нужно прийти на работу за час до открытия, то есть к девяти утра, найти в общей куче подходящий фартук, наполировать огромное количество ложек-вилок, а также привести в порядок себя и три рабочих зала. После такой утренней пробежки по этажам кафе все бойцы в фартуках собираются на кухне, потягивают чай из креманок и смиренно ожидают первого посетителя. Отмечу, что я специально выбрала кофейню не просто в два этажа, но еще и во второй линии от берега: в кафе на набережной свободным официантам приходится стоять столбом и зазывать прохожих. Страшно представить, как у них отекают ноги – варикозное расширение вен обеспечено.

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти…»

Еда, коллеги, посетители – вот три составляющие работы официанта. Начнём с последних.«К тебе пришёл стол!» – фраза, которая, пожалуй, достойна сниться в кошмарах. Это значит, что пора приветливо улыбнуться, взять в руки меню и идти навстречу своим чаевым! Но тут официанту следует быть предельно аккуратным. Не расслышал название блюда? Не успел записать? ПЕРЕСПРОСИ!!! Стажёры часто грешат собственной скромностью, что может отразиться не только на отношениях со старшим персоналом, но и на зарплате. Лучше гость лишний раз повторит, что он хочет, чем бармен запишет на твой счёт лишнюю «Маргариту».

Поражает способность людей выбирать место. Представьте, что стоят два абсолютно одинаковых стола, но один из них ещё не успели привести в порядок, а другой – идеально убран. За какой же сядут? Вы не поверите. А потом ещё пожалуются, что сервировка не соблюдена. За день на меня и каждого из невольников собственной профессии приходилось в среднем по два десятка столов. Чем их больше, тем быстрее проходит день, и тем сильнее болят ноги в конце тринадцатичасовой смены. Однако стоит отметить, тем выше вероятность получить чаевые. Бывает, что вознаграждение официанту оставляют те, от кого этого ждёшь в последнюю очередь. Вполне солидные внешне мужчины ограничивались дежурным «червонцем», а молодёжь в кедах могла оставить и пятьдесят, и сто рублей.

Запомнились пара пожилых людей, которые заботились друг о друге нежно, как молодожёны, и молодожёны, которые сидели вроде бы рядом, но каждый был в погружен в свой смартфон – за час в кофейне они и слова друг другу не сказали. Было видно, что они не поссорились, а просто так привыкли жить. Через неделю работы я перестала удивляться, когда приходит компания, они сидят за одним столом, но общаются не вслух – они перекидываются сообщениями через Интернет! Такие, заходя в кофейню, первым делом запрашивают пароль от Wi-Fi. Очень хорошо запомнилась компания юристов, отмечавших в одном из банкетных залов какой-то свой праздник. Милейшие люди! Хлопот больших не доставляли, на обслуживающий персонал не кричали, особых привилегий не требовали. А когда пришла пора уходить, оставили чай и несколько совершенно нетронутых дорогостоящих блюд со словами: «Угощайтесь, устали вы с нами». Мы не возражали.

Но если вы начали думать, что в жизни официанта всё сахарно, то немедленно прекратите! Обижает, когда посетители пренебрежительно окликают официанта словами «эй, ты!» – таких предостаточно, и вдвойне обидно, что обычно это мужчины около 40 лет. У каждого официанта есть бэйджик с именем, ещё бы кто прочитал, что на нём написано… Хватает и придирок из-за того, что заказ долго не несут, и скандалов под девизом «Откуда такой счёт?!» или «Мы это есть не будем, мы не это заказывали». Впрочем, если коллектив хороший, то все нападки пережить можно. Кстати, о коллективе. «Из чего сделаны» коллеги?

Мне повезло – меня привела в кофейню подруга, так что изначально рядом находился хорошо знакомый, почти родной человек, который всё рассказывал, объяснял, поддерживал в трудные минуты. «В этой кофейне должна быть только одна рыжая!» – заявила одна из коллег. Началась не то чтобы война, просто дискомфорт, когда совпадали смены. В общем, неприятно. Была ещё девочка, обладающая редким даром отталкивать от себя людей. Милый домашний ребёнок, она не слишком утруждала себя и на работу выходила не часто, благо, работала по договору подряда. Почему-то никто из персонала не испытывал к ней даже минимальной симпатии. Взрослые и воспитанные люди просто терпели её присутствие и втихаря жалели: «Девочка-то неплохая, миленькая, добрая. И что с ней не так?» А когда та выходила на работу, старались не пересекаться. Вот, тоже бывает.

О чаевых стоит сказать отдельно. Естественно, каждому хочется заработать больше (за этим мы все и пришли), поэтому периодически возникали споры из-за «делёжки территории». Однажды моя рыжая оппонентка прямо таки вытолкала с летней террасы работающую там девочку и отправила её обслуживать банкет, надеясь на щедрость обедающих. Но «на добро – добром, а на зло – по справедливости». В конце дня добыча алчной барышни звенела, а обиженной ею девушки – шуршала. Так ей и надо!

Еда – третий и основной кит работы общепита. Мясо, рыба, фрукты, овощи, морепродукты – чего только не навидаешься, пока носишь подносы. Но прежде чем добраться до съестного, нужно ой как потрудиться. Главной книгой в период моей официантской жизни была не зачётка, не трудовая, даже не паспорт. Меню – вот первооснова всего. И чем лучше его знаешь, тем меньше шансов ошибиться. К счастью, мне не пришлось учить наизусть ни одной страницы: куда доходчивее и нагляднее объяснял повар – только запоминай. Единственное, в чём нужно хорошо ориентироваться – алкоголь. Уверена, что каждый, впервые пришедший работать с подносом, не раз проклинал винную карту. Вопреки многочисленным опубликованным «исповедям», постоянно работающие в кофейне люди там и обедают, ведь с них вычитают только стоимость продуктов. В этом заведении всё так, как и должно быть: дорого, но качественно и вкусно. А то, что пицца иногда получается в стиле Сальвадора Дали, так это «в деревенском стиле, приятного аппетита».

«Приходите к нам ещё»

Что же добавить о профессии официанта к написанному выше? Главное, иметь быстрые ноги, крепкие нервы и красивую улыбку. Остальное придёт с опытом. Постепенно начинаешь понимать, что можно посоветовать друзьям и съесть самому, а от чего лучше воздержаться. Отношения в рабочем коллективе складываются чаще дружеские, чем враждебные. Даже романтика бывает. Пусть производственная какая-то, но всё же. Зарплата официанта, подкреплённая чаевыми благодарных гостей, – манна небесная на голову не знавшего радостей студента. А стоят ли эти деньги истрёпанных нервов, постоянно ноющих ног и драгоценного времени – каждый решает для себя сам.

Александра КРЫСОВА

(Нет оценок)

Добавить комментарий