Елизаветинское городище превратят в комплекс музеев

07:52 У наших соседей

Памятник федерального значения – Елизаветинское городище, где в IV- I вв. до н. э. находилось поселение меотов, в скором времени,возможно, предстанет перед туристами в видемузейного комплекса.

Ранее директор Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. ФелицынаДмитрий Саетович рассказал СМИ о проработкеидеи реконструкции и музеефикации Елизаветинского городища. В преддверии дня археологамы посетили этот музей, чтобы узнать о планахпо созданию охранной зоны на территории меотского поселения, а также выяснить, с какими проблемами сталкиваются ученые в наши дни.

Меоты – древние племена (синды, дандарии, досхи и пр.) на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в I тысячелетии до н. э. Античные историки называлиМеотидой Азовское море.

Первые раскопки Елизаветинского городища, расположенного на южной окраине ст. Елизаветинской города Краснодара, начались ещедо Революции, в 1912-1917 гг. Их возглавил известный русский археолог Н. И. Веселовский. Онраскопал одну из цитаделей городища. С 1928по 1936 гг. здесь трудились такие выдающиесяархеологи, как М. В. Покровский, Н. В. Анфимов,В. А. Городцов, Ю. С. Крушкол, а в 1952 годуизыскания возобновил В. П. Шилов.В своей работе под названием «Из прошлогоКубани» Н. В. Анфимов писал, что городище ст.Елизаветинской занимает «совершенно особоеместо» среди городищ Среднего Прикубанья.Расположенное на правой террасе р. Кубань вюго-восточной части станицы, в древности онобыло крупным меотским поселением, возникшим в IV в. до н. э. Основная площадь городища вытянута вдоль террасы, а со стороны степи территория была окружена глубоким рвом.

Что есть музеефикация и каковы её преимущества, нам рассказала заведующая отделом археологических фондов КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына Евангелина Хачатурова:

– В настоящее время Елизаветинское городище охраняется государством как памятник федерального значения. Любые нарушения на территории этого памятника преследуются по закону. Сейчас исследуется вопрос возможности музеефикации Елизаветинского городища.

Музеефикация ставит своей целью, прежде всего, создание охранной зоны, ограждение, очистку территории. Она также будет способствовать посещению этого памятника, его популяризации, возможна организация экскурсий на территорию городища. Для этого необходимо воздвигнуть ограждение, улучшить дороги. Сейчас памятник существует, можно сказать, сам по себе.

– Евангелина Анатольевна, вопрос охраны памятника для Елизаветинского городища сегодняактуален?

– Скорее, да. Там систематически в течение нескольких летразрушают один из курганов. Онстоит в лесу на земле лесничества, и вроде бы местные жители берут оттуда землю для своихтеплиц, что запрещено. Курганы– это тоже археологические памятники, раскапывать их нельзя.

– Евангелина Анатольевна, расскажите, с какими проблемами сталкивается археология какнаука в наши дни?

– В СМИ распространен термин «черные копатели», но археологи таких людей называют грабителями. Сейчас это очень актуальнаяпроблема. Правда, в последнее время по этойлинии активно начали работать спецслужбы.

Не так давно ФСБ передала ученым большуюпартию археологических ценностей, изъятыху грабителей. Таких людей иногда называют«черными археологами», это неправильно. Этооскорбление археологии. Иначе как грабителями археологических памятников их назватьнельзя. Из-за преступной деятельности такихлиц за рубежом оказались несметные сокровища, в том числе найденные на территорииКраснодарского края – золотые вещи скифскогои сарматского времен и пр. Такие грабители –самая большая беда для археологов, даже нефинансирование. Хотя и этот вопрос актуален.

«МГ» благодарит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына за содействие вподготовке материала.

Яна САХАРОВА

Выдержки из статьи Н. В. Анфимова «Из прошлого Кубани» о Елизаветинском городище:

«В юго-восточной части городища расположены два сравнительно небольших укрепленных пункта (один из которых имееткруглую в плане форму, а другой – четырехугольную), окруженные общим рвом, который,возможно, в древности заполнялся водой…За рвом городища, с западной и севернойсторон его, тянется грунтовый могильник, ана востоке возвышается целая группа курганов.

… При раскопках были открыты остаткидомов, печи, в том числе гончарные, конусовидные и цилиндрические ямы хозяйственного назначения. Основной найденный материал характерен для меото-сарматскойкультуры Прикубанья. Это сероглинянаяместная посуда, изготовленная на гончарном круге, грубые лепные кухонные горшки,большие рыболовные трапециевидные грузила, плоские жернова с насечками в видекосых линий, глиняные плитки с различными значками неизвестного еще назначения,пряслица, ткацкие пирамидальные грузики,светильники, грубо сделанные статуэтки,изображающие женщин, оселки, железные ножички, рыболовные крючки, обломокжелезного топора, бронзовые и железныешильца.

… В городище и в могильнике встречаются в довольно большом количестве привозные предметы древнегреческого происхождения, которые на остальных городищахПрикубанья отсутствуют или попадаютсяв незначительном количестве. Так, на Елизаветинском городище часто встречаютсяобломки остродонных амфор, среди них до 200 клейменых ручек, главным образом из г. Синоп и с острова Родос; затем обломки простой красноглиняной боспорской посуды – кувшины, кастрюльки, флаконы, обломки чернолаковых сосудов, терракотовые (из обожженной глины) статуэтки, причем некоторые из них, по-видимому, местного изготовления, так как была найдена и форма для изготовления терракотовой женской головки, обломки древнегреческой черепицы, пантикапейские и фанагорийские медные монеты IV – III вв. до н. э. Столь значительное количество привозных материалов придает своеобразный облик материальной культуре Елизаветинского городища, не свойственной городищам Среднего Прикубанья.

Материал Елизаветинского могильникадает ту же картину, что и городище. Обрядпогребения в основном здесь местный, но вцелом ряде случаев сказываются черты греческого обряда, совершенно не войственные меото-сарматскому. Так, например, клали в рот покойнику или близ головы монеты,сооружали гробницы из черепиц и т. д. Всеэти данные могут указывать на то, что население Елизаветинского городища состоялоне только из местных жителей, но и некоторых пришлых элементов, каковыми моглибыть жители боспорских городов, в частности, купцы и ремесленники, проживавшиездесь более или менее продолжительноевремя.Елизаветинское городище в период своего расцвета стало крупным центром – форпостом торговли Боспорского царства на Среднем Прикубанье среди меотских племен.»

(Нет оценок)

Добавить комментарий