Аренда коммерческой недвижимости под торговлю
Выбор коммерческой недвижимости под торговлю
Торговля, как вид бизнеса, имеет свои нюансы, которые необходимо учитывать при выборе помещения под магазин. От того, какой выбор вы сделаете, может зависеть судьба вашего бизнеса. Поэтому здесь нельзя просто довериться рекламным буклетам или положению здания на карте города.
Даже если вы арендуете помещение в Москве и возле МКАД из-за затруднительного доступа к нему, посетителей у вас может быть мало, какие бренды одежды или обуви бы вы не предлагали. Вам необходимо лично приехать на место и оценить обстановку. Возможно, приезжать придётся несколько раз, в разное время суток. Если основной поток потенциальных покупателей будет идти вечером, оцените, как освещено здание, или сколько придётся вложить в его освещение вам.
Если ваш товар, которым будет торговать ваш будущий магазин, уже определён, то необходимо найти место, где потенциальных покупателей будет в достатке. Не стоит продавать дорогие модели модной одежды в промзонах.
Если в выбранном вами месте уже находятся ваши конкуренты, оцените, как у них идут дела, и хватит ли места вам самому. Задумайтесь, арендовать ли отдельное здание или лучше снять торговую площадь в крупном торговом центре, где всегда много посетителей. Если у вас небольшой магазин, то, в торговом центре он не будет смотреться так сиротливо, как ларёк на вокзале.
Некоторые правила при выборе:
- Помещение изначально предназначено под коммерцию.
- Доступность для наземного транспорта, парковка. Но этот пункт не так однозначен, всё зависит от того, кто ваш покупатель. Возможно, вам будет ближе следующий пункт.
- Наличие поблизости маршрутов и остановок общественного транспорта. (станции метро, например).
- Возможность перепланировки помещения под ваши нужды. Необходимость ремонта помещения и всего здания.
- Удобство доставки товара. В случае многоэтажного здания, наличие лифта или подъёмника.
- Наличие и состояние склада, где будет храниться и сортироваться товар.
- Комнаты отдыха персонала и кабинеты для руководства.
- Особый момент – санузлы. Мало того, что они должны быть в работоспособном и приличном состоянии, их количество должно соответствовать количеству вашего персонала. Из-за такой мелочи у вас могут быть большие проблемы. Вплоть до того, что вам придётся выделять площади под дополнительные туалеты и, за свои деньги, оборудовать их.
После того, как вы со всем зданием подробно познакомились, вникли во все детали, мысленно оцените ещё раз: удобно ли будет находиться и работать здесь вашим служащим и покупателям.
Перед подписанием договора аренды помещения, необходимо проверить документы на собственность арендодателя. Необходимо удостовериться, что здание зарегистрировано как нежилое.
В самом договоре должно быть указано:
- Что именно сдаётся в аренду, время начала аренды и её продолжительность (если она не бессрочная), стоимость аренды.
- Кто несёт расходы по оплате коммуналки, вывозу мусора, охране, оплаты уборщицы и т.п. Всё подробно расписать.
- Кто платит за капитальный и косметический ремонт. Если этот пункт в договоре не указан, то, по закону, расходы на капитальный ремонт несёт владелец здания, на долю арендатора достаётся косметический.
- Полная опись оборудования и его состояния. В том числе, счётчики коммунальных услуг. Требуется указать наличие пломб на них и снять их показания. Тогда, при расторжении договора аренды, взаимных претензий будет меньше.
- Действия и ответственность сторон при внештатных ситуациях.
- Возможность изменения договора, за какой срок арендатор должен предупредить собственника о своём желании прекратить аренду в случае бессрочного договора. Возможность и условия досрочного прекращения действия аренды. Возможность и условия изменения арендной платы.
При выборе помещения под магазин, следует особое внимание уделить наличию в здании средств современной коммуникации. Прежде всего, должен быть выход в интернет. В современном бизнесе он определяет немалую долю успеха.
Телефон уже не играет такой большой роли. Если есть проводной телефон, это хорошо, но сотовые телефоны сейчас есть практически у всех, по ним легче связаться и найти нужного человека. Даже если ваша фирма будет делать много звонков, сейчас есть для этого подходящие, относительно не дорогие тарифы.
Если вы не снимаете отдельное здание, а снимаете помещение в торговом центре, вам придётся подстраиваться под общий режим работы. Вы не можете содержать здесь магазин круглосуточной работы, если центр на ночь закрывается.
Если торговое оборудование вашего магазина должно иметь возможность потреблять большое количество электроэнергии, следует поинтересоваться у арендодателя состоянием проводки в помещении и здании в целом. Он должен быть в курсе ваших планов. Быть может, проводка и без вашего участия уже на пределе из-за других арендаторов.
Но не верьте на слово заверениям владельца. Что проводка в порядке. Потребуйте документы на здание. В них должны быть прописаны допустимые нормы мощности в данном помещении. Помните, если в помещении, которое вы арендуете, случится пожар из-за перегруза электропроводки, то, мало того, что вы понесёте убытки из-за сгоревшего товара, вас, скорее всего, признают в нём виновным.
Размещение рекламы своего магазина на здании возможно только после согласования с владельцем. О своём согласии он должен сообщить письменно.
Важно иметь под рукой номер контактного телефона арендодателя. Обо всех нештатных ситуациях он должен узнавать одним из первых. Вполне возможно, если речь не идёт о пожаре или ограблении, он сможет быстро урегулировать ситуацию. Возможно, подобные ситуации возникали уже не раз.
Если вы в хороших отношениях с владельцем или он просто достаточно опытный бизнесмен, вы можете выходить со своими проблемами, связанными с арендуемым помещением, к нему, и он постарается вам помочь. Помните, аренда заключается между двумя сторонами. Как вы заинтересованы в том, чтобы покупатель уходил от вас довольным, так и арендодатель желает, чтобы вам в его здании было комфортно.