Искусство фотографии: по ту сторону объектива

09:45 Выставки

12 июля 1854 года родился Джордж Истмэн – основатель компании «Eastman Kodak». Он выпустил относительно дешевые камеры с фотопленкой вместо фотопластин. С тех пор искусство фотографии стало доступным для широких масс. Сейчас куда ни посмотри – практически у каждого есть фотоаппарат, даже дети и пенсионеры умеют им пользоваться. И все вокруг – сами себе фотографы. Так ли просто освоить все тонкости фотоискусства, мы выясняли в беседе с Александром Ирбэ и Кириллом Бондаревым.

– Александр, вы фотограф-любитель. Как вы увлеклись фотографией?- Я родился во времена черно-белой фотографии. Одно из первых воспоминаний детства – как родители в ванной проявляли пленки и печатали снимки. Позже увлекся фотографией как способом переснимать тексты, потому что любил читать фантастику, которую не так легко было достать. Ксероксы и сканеры еще не были в обиходе. Потом долгое время снимал домашние праздники, как и все, на всякие «мыльницы» и полароиды. Где-то в 2006-2007 годах, работая бухгалтером, захотел вырваться из рутины, начал снимать всё вокруг. Купив цифровой фотоаппарат, понял, что хочется не просто нажимать на кнопку, а выражать в кадре свое отношение к окружающему миру, чувства. Тогда я всерьез занялся изучением фотоискусства.«Фотография» в переводе с древнегреческого языка означает «рисование светом», это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умениями и навыками фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства. – Кирилл, вы профессиональный фотограф. С чего началось ваше увлечение фотоискусством?- Еще в детстве родители подарили мне фотоаппарат «ФЭД-5» и несколько катушек черно-белой плёнки. Потом у меня появился, наверное, самый массовый фотоаппарат того времени «Смена-8м». Им я фотографировал своего младшего брата и все, что меня окружало. Снимки мы с папой вместе проявляли и печатали в домашних условиях, на его юношеской аппаратуре под красной лампой. В школе я увлекся компьютером, причем не только играми, но и графикой. После университета работал дизайнером, вплотную занялся обработкой фотографии. Тогда же понял, что это направление мне близко, начал изучать фотоискусство по книгам, Интернету, на экспериментальной практике.- Как стать таким мастером, как вы?- Чтобы стать хорошим фотографом, – говорит Кирилл, – мало купить дорогой фотоаппарат и узнать, на какую кнопку нажимать. Люди забывают, что снимает не камера, а человек. Мастерство профессионала нарабатывается долгими часами, даже годами учебы и практики. Нужно научиться управлять светом и тенью, интересно выстраивать композицию кадра. Важная часть – обработка фотографии в разных графических редакторах. Это далеко не так просто, как кажется на первый взгляд – нужно иметь вкус и свое художественное видение. Далее важны психологические аспекты работы с моделями. Хороший кадр получится, если фотограф понимает, чего хочет и модель, и он сам. – Александр, ваши работы нравятся людям, даже на «Яндексе» несколько раз попадали в десятку лучших. Как вы учились снимать?- Я снимал по наитию или по книгам, потом начал участвовать в работе новороссийского фотоклуба «ЭХО», понял, что знания мои неупорядоченные. Вскоре из Томска переехал член союза фотохудожников Александр Устинов, который основал в Новороссийске фотошколу «ФОТОН». Так у нас появилось сообщество фотографов. Мы собираемся вместе, обсуждаем свои насущные проблемы, разбираем работы, учимся. Наши фотографии вы можете всегда увидеть в ТРЦ «Красная площадь» в Новороссийске и Анапе.- Александр, кого вы фотографируете?- Раньше снимал сына, жену и ее подруг. Потом я утомил их вниманием своего объектива, а изображений катастрофически не хватало. Начал искать моделей и их снимать на условиях TFP (буквально «время для фотографии», т.е. модели – фотографии, фотографу – авторское право на их использование), девушки сами потянулись. Все готовые фотографии даю смотреть родным и друзьям – для меня важно понять, что людям нравится. Жена Ольга – отличный критик, с ней мы выбираем лучшие кадры для выставок. Искусство фотографии открывает новый интересный мир, не ограниченный полетом фантазии.- Сейчас часто говорят «профессиональный фотоаппарат» и «любительский», что это означает? – Отвечу вам шуткой, – говорит Кирилл, – в которой есть доля правды. Профессиональная камера – это любая камера, которую держит в руках профессионал. Любительская камера – это любая камера в руках у любителя. Профессиональная техника рассчитана на то, что она должна выдать ожидаемый первоклассный результат при самых тяжелых условиях съемки (например, тряска и плохое освещение) и эксплуатации. Никакой здравомыслящий человек не будет в дождь на любительский фотоаппарат делать несколько сотен фотографий, потому что есть риск испортить технику. Профессиональная техника на это способна, но главное, чтобы был способен сам фотограф. При хороших условиях съемки шансы у обоих фотоаппаратов примерно равны, тут уже кадр зависит только от мастерства и фантазии фотографа. – Сейчас появились еще «полупрофессиональные» фотоаппараты, – продолжает Александр, – это банальная маркетинговая уловка, чтобы каждый любитель смог ощутить себя профи. Но нельзя быть профессионалом только наполовину.- И все же, что важно учесть при выборе фототехники?- Часто незаслуженно игнорируемый, но важный фактор, – уверен Кирилл, – это качество объектива и его светосила. Ведь «рисует» именно объектив, а сама фотокамера просто фиксирует этот рисунок. Потому любой светосильный объектив, установленный на любительский зеркальный фотоаппарат, в хороших условиях съемки даст отличный объемный рисунок фотографии. – Что же влияет на качество фотографии?- Во-первых, используемая фототехника, – отвечает Александр. – Каким бы мастером ты ни был, простой камерой в полутьме или в движении хорошего снимка не сделать. Во-вторых, нужны навыки управления своей фототехникой. Если она дорогая и «навороченная», но ты не знаешь, как правильно выставить настройки или вспышку, ничего дельного не получится. В-третьих, важно уметь построить красивую композицию. У кого-то есть такой дар от природы, все остальные могут этому учиться. Главное в фотоискусстве – это стремление к самосовершенствованию, постоянная работа, поиск новых знаний и умений. Если вы действительно хотите научиться хорошо фотографировать – не бойтесь экспериментировать, постепенно всё получится!

Наталия ДОЛГОВА

(Нет оценок)

Добавить комментарий