Кем на самом деле был Джеймс Бонд, или разговор о потомках динозавров
30 лет назад подросток сфотографировал на плёночный фотоаппарат ФЭД-3 большую синицу, которая клевала подвешенное на нитке сало. Вскоре его увлекли рассказы Виталия Бианки и Николая Сладкова. Мальчик еще не знал, что именно тогда начало зарождаться его увлечение, название которого не умещается в одно русское слово. Сейчас этого 40-летнего сотрудника научно-практического специализированного журнала «Современная оптометрия» вдохновляют дождь на болоте, ветер и запах багульника, а его постоянные «спутники» – фотоаппарат и бинокль.
Сегодня на огонёк нашего «Маяка» заглянул гость из Санкт-Петербурга – фотограф дикой природы и наблюдатель за птицами Вадим Давыдов – таковы его неординарные увлечения. Он всерьёз занялся фотосъёмкой в начале 2000-х годов, когда появились первые доступные по цене цифровые зеркальные фотокамеры. Как-то раз Вадим сфотографировал зяблика. После этого мужчина все больше и больше времени стал проводить в лесу, где у него появились хорошие знакомые – ворона Карлуша, малиновка Манька, дятел Балбес и другие пернатые. В итоге Вадим переехал жить из центра Санкт-Петербурга на окраину, чтобы иметь возможность каждый день пешком ходить на природу и наблюдать за потомками древних летающих динозавров.
– Раньше я думал, что вокруг нас живут лишь синички, воробьи, голуби и вороны, – рассказы- вает Вадим Давыдов. – По мере знакомства с миром пернатых открывал для себя новые виды. Оказалось, что многие из них не чуждаются жизни в городе. У себя на балконе я несколько раз видел ястреба-перепелятника, чёрный дятел желна долбил березу рядом с моим домом, поздней осенью у нас нашествие дроздов и сви- ристелей. В городских парках любят охотиться совы и воробьиные сычики. В родной мне Ленинградской области насчитывается 270 видов птиц – это много, и не всех я пока сумел запечатлеть на снимке, и даже не всех ещё наблюдал.
Английский писатель Ян Флеминг по окончании Второй мировой войны некоторое время жил на Ямайке. Он был страстным любителем птиц и провёл немало предрассветных часов, затаившись в зарослях тропического леса в надежде увидеть какой-нибудь экзотический вид пернатых. В это же время Флеминг начал писать первую книгу об агенте 007. Когда у писателя встал вопрос о том, как назвать своего героя, взгляд его упал на книгу, которой он как любитель пернатых регулярно пользовался – «Птицы Вест-Индии». Автором определителя был уважаемый в Северной Америке орнитолог — Джеймс Бонд. Флеминг решил в его честь назвать шпиона, который сегодня знаменит больше самого учёного.
– Вадим, почему у вашего увлечения нет короткого и ёмкого русского названия?
– Специальное название возникает, когда оно становится достаточно распространенным, – поясняет Вадим. – Некоторые используют термин «фотоохота», но он не всем нравится, поскольку слово «охота» вызывает негативные ассоциации. На западе увлечение людей, которые снимают птиц, животных или насекомых, традиционно называют «wildlife photography» – фотосъемка дикой природы.
Существует также смежное более широко распространённое хобби, которое за рубежом любят миллионы людей – в английском языке его называют «birdwatching» – наблюдение за птицами. Люди, увлекающиеся наблюдением птиц в бинокль или подзорную трубу, называют себя бёрдвотчерами – эта транслитерация (точная передача знаков одной письменности знаками другой письменности – прим. ред.) с английского языка в России уже прижилась. Я увлекаюсь и тем, и другим: люблю ходить на природу с биноклем и рассматривать в него поведение пернатых, а также стараюсь запечатлеть интересные моменты их жизни на фотокамеру.
– Как родственники и друзья относятся к вашим увлечениям?
– Я бы даже сказал, что если ты добровольно готов часами ползать по хлюпающему болоту или сидеть в засаде на лютом морозе, это уже не хобби, а образ жизни. Жена мой образ жизни одобряет, более того, она сама периодически ходит со мной наблюдать за птицами и подкармливать их. Друзьям и коллегам нравятся плоды моего увлечения – фотографии пернатых, которые обычно складываются в красочные настенные календари. Ну а незнакомые люди, которые видят меня идущим в лес, принимают за рыбака, поэтому чаще всего мне приходится отвечать на вопрос: «Как рыбалка?».
– Вадим, как происходит процесс фотосъёмки?
– Существуют два основных метода – съёмка с подхода и из укрытия. В первом случае вы просто берёте с собой фотокамеру с длиннофокусным объективом и отправляетесь в места, где больше вероятность встретить тот или иной вид птиц. При обнаружении птицы используются определенные методики подкрадывания, чтобы сфотографировать ее крупным планом. При этом часто приходится ползать по грязи или сырой земле, преодолевать ручьи и канавы, болотистые места. С накоплением опыта часто удается приблизиться к небольшой по размеру птице на расстояние 5 метров. Съёмка из укрытия (например, из замаскированной палатки – прим. авт.) позволяет фотографировать птиц с очень близкого расстояния, при этом они ведут себя естественно.
Вообще легче всего находить птиц по их голосу – слышно пернатых гораздо на большем расстоянии, нежели видно, учитывая их скрытность. Фотоохотник, как правило, отлично различает родовые песни каждого вида и по ним определяет нахождение птицы. Если вам когда-нибудь в лесу казалось, что орёт потерявшаяся кошка – будьте уверены, вы слышали сойку. Пернатые во все времена интересовали людей. Наблюдением за ними в других странах сейчас занимаются специальные клубы, в которые часто приходят семьями. На их нужды работает целая индустрия. У нас же бёрдвотчеры и фотографы дикой природы общаются на интернет-форумах, на совместной «охоте» и в Клубе фотографов дикой природы (г. Санкт- Петербург). Продемонстрировать свое мастерство и набраться опыта у других фотографы могут на крупных ежегодных конкурсах «Золотая Черепаха» и «Дикая природа России», а также на фестивалях природной фотографии.
Комментарий биолога
– Животный мир Краснодарского края богат и разнообразен, – сообщает учитель биологии школы №8 Светлана Друзенко. – В нем насчитывается около 320 видов птиц. Думаю, бёрдвотчинг когда-нибудь и в Геленджике станет таким же популярным, как в северной столице, ведь мы учим наших школьников наблюдать за пернатыми. Каждую зиму мы проводим экологическую акцию «Птицы в городе», цель которой – изучение птиц и их подкормка, а по весне изготавливаем скворечники. Отмечу, что даже виды, живущие рядом с человеком, изучены недостаточно хорошо, и мы гораздо больше не знаем о птицах, чем знаем. Существует масса вопросов о поведении птиц, на которые пока нет ответов, поэтому каждый бёрдвотчер или фотограф дикой природы может внести свой вклад в орнитологию. Но, прежде всего, наблюдение и помощь пернатым прививают любовь к природе, а значит, делают людей более ответственными, отзывчивыми и добрыми.
Наталия ДОЛГОВА, фото Вадима Давыдова