Подземный мир нагорья Лаго-Наки

03:50 Мой край

Особый мир пещер и карста манил людей всегда — ведь человек “вышел из пещеры”. Многочисленные свидетельства этому можно найти в письменной культуре разных народов, начиная от наскальных росписей и кончая основанными на многофакторном анализе научными современными монографиями. Чтобы прикоснуться к тайне пещер, мы отправились на горное плато Лаго-Наки к нашим друзьям на туристско-спортивный комплекс «Нежный».

Известно, что в районе лагонакского нагорья открыто более 130 пещер, это примерно 40 % всех пещер Краснодарского края. Для посещения туристами открыто две – Большая Азишская и Нежная. Они-то и являются нашей целью.В поход за тайной

Вот что интересно: проникать глубоко в пещеры и проводить там сложные исследования спелеологи и карстоведы стали совсем недавно. Если “хождения за три моря” и открытия новых земель были осуществлены еще в древнейшие времена, а восхождения на горные вершины — альпинизм и познание недоступной ранее высоты – увлекли Европу (а потом и мир) более 200 лет назад, то массовые посещения, глубокие проникновения и исследования пещер начались совсем недавно. Спелеологическое движение в стране зародилось в начале 60-х годов. С этого времени Лагонакское нагорье стало прекрасным объектом для изучения.

Лаго-Наки, как обычно называют Лагонакское нагорье, – понятие очень емкое. К нему относится междуречье Белой и Пшехи. С востока нагорье ограждают скалистые уступы хребтов Азиш-Тау и Каменного моря. На севере скалистый массив рассекает Гуамское ущелье. И на всей этой территории площадью в 650 кв. км скалистые горы с ледниками и снежниками сменяются наклонными плато, пейзажи которых порой так напоминают холмистые равнины средней полосы России. С широким распространением известняковых пород связано здесь развитие карстовых форм рельефа.

За окном машины мелькают горные склоны коричневого цвета. В большинстве своем они сложены глинистыми сланцами, а также песчаниками, известняками и мергелями. Их поверхность покрыта трещинами. В эти трещины во время дождей попадает вода, порой просачиваясь на значительную глубину. Капля камень точит – эту нехитрую истину мы знаем с детства. Именно так происходит и здесь. Стекая по обнаженным породам, вода разъедает стенки трещин, расширяет и углубляет их, вступая в химическую реакцию, растворяет и вымывает породы.

Где-то на глубине вода скапливается и продолжает растворять горные породы, и чем больше в породе карбоната кальция, тем интенсивнее разрушение.Там появляются полости, постепенно они увеличиваются в объеме и постоянно меняют очертания. Известно, что в наших местах примерно за 1000 лет разрушается слой горной породы в среднем на 140 мм. Там же, где текут подземные реки или находятся термальные воды, это происходит гораздо быстрее: вода расширяет полости, превращая их в галереи пещер или каскады колодцев. Затем истонченный свод проваливается и появляется вход в полости. Через несколько лет дожди сглаживают острые выступы горных пород.Такие горные породы, поддающиеся растворению водой, называют карстом. Процессы, происходящие в них, способствуют образованию пещер, воронок, провалов. Правда, на это требуются миллионы лет.Сталактиты, сталагмиты и сталагнаты…И вот мы спускаемся в пещеру Нежная. Она расположена у восточной кромки хребта Азиш-Тау на высоте 1400 метров над уровнем моря.Несмотря на то, что пещера небольшая, она имеет ряд своих особенностей. Во-первых, она горизонтальная, что бывает очень редко. Большинство пещер в нашем районе (а таких карстовых образований как пещеры, карстовые воронки, гроты на хребте Азиш-тау и на плато Лаго-Наки насчитывается около 1,5 тыс.) считаются пещерами вертикального спортивного типа. В Нежной сохраняется свой микроклимат. Здесь постоянная температура + 7 градусов и практически стопроцентная влажность. Ионизация воздуха позволяет использовать посещение пещеры еще и в лечебных целях, особенно для страдающих астмой и некоторыми видами аллергии.

Издревле люди, восхищенные величием и красотой подземных дворцов, приписывали честь их создания сказочным существам, особенно гномам, населяющим сами пещеры. Тайну образования этих натеков приоткрывает экскурсовод и хозяйка туркомплекса М.П. Фешина:

– Если растолочь и залить водой кусочек школьного мела, – рассказывает Марина Петровна, – то получится мутная взвесь, поскольку карбонат кальция, из которого состоит мел, в воде совершенно не растворяется. Если же через эту взвесь долго пропускать углекислый газ, то раствор постепенно станет прозрачным. Налицо химическая реакция. Углекислый газ, растворяясь в воде, образует очень слабую угольную кислоту. Под ее действием нерастворимый карбонат кальция превратился в растворимый гидрокарбонат кальция. Именно этот процесс и лежит в основе образования карста.

Прозрачный раствор гидрокарбоната очень недолговечен. Стоит ему некоторое время постоять, и он вновь мутнеет, потому что газ пошел в обратную сторону. В растворе вновь образовался нерастворимый карбонат, готовый отложиться в новом месте, там, куда его принесет вода. Так что если сквозь свод пещеры век за веком просачиваются капельки такого раствора, то в этом месте со временем образуются сосульки и прочие свисающие с потолка украшения из карбонатных пород. Там, где капли достигают дна, навстречу сталактитам растут сталагмиты. Эти образования называют натечно-капельными, а сами слова произошли от греческого «сталагма» – «капля». Соединяясь, сталактиты и сталагмиты образуют сталагнаты.Часто натечно-капельные образования окрашены в нежные цвета другими веществами, содержащимися в воде: окислы железа придают им оттенки цветов от желтого до красно-коричневого, соединения марганца – синие, соединения меди – зеленые. Невидимые жители пещерПещеры – это целый палеонтологический зоопарк, в значительной мере населенный осколками давно погибших на поверхности форм жизни, их изучает наука биоспелеология. Пещеры полны живых организмов, но мы не всегда можем заметить их. Они проводят под землей всю жизнь, там же размножаются и называются в науке троглобиотными животными. Это мухи, жуки, разные беспозвоночные.

Постоянная температура и высокая влажность пещер обуславливают особенности физиологии и образа жизни троглобионтов. Обмен веществ у них замедлен, а жизненные циклы растянуты. Поэтому подземные рачки – бокоплавы живут не два года, как поверхностные, а 10-15 лет, то есть в пять-семь раз дольше. Наверное, поэтому и людям кажется, что в пещерах время течет в обратную сторону.

Постоянными обитателями пещер являются и летучие мыши – живые радары, ведущие ночной образ жизни.. В подземных водоемах плавают слепые рыбы и полупрозрачные рачки-бокоплавы. Их можно увидеть в реке Лозовушка, протекающей в Большой Азишской пещере, которую мы тоже посетили, чтобы сравнить ее с Нежной.

В отличие от горизонтальной Нежной пещеры, вход в Большую Азишскую представляет собой вертикальный колодец, состоящий из нескольких объемных разноярусных залов и галерей. Глубина пещеры – с 9-этажный дом. Она поражает четко выраженным руслом бурной реки, однажды вымывавшей все эти полости, а также обилием натечных образований разных форм, размеров и происхождения. Спелеологи называют Большую Азишскую пещеру эталоном классического карста на Кавказе.

Те, кто бывал в абхазской Новоафонской пещере – одной из самых больших в бывшем СССР, иногда пренебрегают посещением лагонакских пещер, а зря! Под скалами плато Лаго-Наки природа сохранила удивительный мир, многоярусный и разветвленный. Наши пещеры небольшие по объему, но неповторимы по своему содержанию. И чем много раз услышать об их знаменитых колоннадах сталагнатов, каменных кружевах и других карстовых образованиях, лучше это хоть один раз увидеть!

Наталия ДОЛГОВА

Благодарим сотрудников туркомплекса «Нежный» и лично Марину Петровну Фешину за радушное гостеприимство и теплый прием.

(Нет оценок)

Добавить комментарий