Скалой единой связаны: как пересеклись судьбы города и человека
Они появились на свет одновременно – в 1838 году. С рождения их судьбы были тесно связаны, и до сих пор об одном нельзя говорить без другого, потому что они не могут существовать по отдельности. Наш сегодняшний рассказ – о городе Туапсе и художнике А.А. Киселёве, имя которого носит отвесная скала возле мыса Кадош – одна из главных достопримечательностей города-порта. Она выходит к самому морю в виде трёхгранного утёса высотой около 45 метров.Скалу Киселёва, сами того не подозревая, миллионы людей видели неоднократно на экранах телевизоров в к/ф «Бриллиантовая рука» (1969 г.). У скалы снят знаменитый эпизод рыбалки.
Задолго до режиссера Л. Гайдая, в 1902 году, академик живописи увековечил на холсте скалу, которая изначально называлась Григорьевской в честь адмирала Григория Бутакова, в середине XIX в. описавшего эти берега и участвовавшего в высадке десанта в 1838 году, когда было основано на месте современного Туапсе Вельяминовское военное укрепление.
По преданию адыгов, уникальная скала связана с историей трагической любви юноши к девушке, в те далёкие времена называлась скалой Слёз.
ХУДОЖНИК И ГОРОД
Александр Александрович Киселёв (1838—1911) — русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Петербургской Академии художеств. Работал в Москве, весьма часто предпринимая поездки в разные места России с целью создания этюдов для своих картин, прекрасно передающих природу в разные времена года и часы дня, при различном состоянии атмосферы. Позже писал виды Кавказа, имевшие большой и заслуженный успех. Городу Туапсе посвящено 34 его картины, написанные в последние 11 лет жизни художника на морском побережье.
В 1902 г. А.А. Киселёв построил дом в Туапсе (сейчас это дом-музей, который можно посетить с экскурсией. Экспозиция дома-музея включает в себя вещи, принадле¬жавшие как самому Александру Александровичу, так и членам его семьи, – прим. авт.), когда город стал очень быстро развиваться после строительства Новороссийско-Сухумского шоссе и железнодорожной ветки до Армавира. Одновременно активно строился морской порт. Чуть позже Туапсе взял курс на развитие не только как порт, но и как курорт.
Александр Александрович построил дачу на скале, выбрав для себя место уединенное – дороги тогда на скалу не было. Стройматериалы подвозили по морю на фелюге и поднимали наверх лебёдками. Там же А.А. Киселёв написал с натуры картину, которую назвал «Кадошские скалы». Почему академик живописи выбрал именно это место для пейзажа? Читаю в книге «Поэзия воды и камня» (издатель И. Платонов, 2012 г.): «Клифы (отвесные обрывы, – прим.авт.) между устьем реки Агой и мысом Кадош относится к наиболее красивым на Черноморском побережье».
СКАЛА
Мне давно хотелось побывать на том месте, где работал над картиной А.А. Киселев; побродить по тому пляжу, где гостили у художника Максим Горький, Иван Айвазовский, Александр Серафимович. Я хотела посмотреть в реальности на скалу, на фоне которой герой Андрея Миронова замахивается на героя Юрия Никулина булыжником, поднятым с того же морского берега.
Найти дорогу к скале Киселева удается только с помощью навигатора. Почему-то в Туапсе мы не увидели ни одного указателя к этому знаменитому памятнику природы. Читателям оставлю ориентир – двигаясь по трассе из Геленджика, подъезжаем к Туапсе, справа будет большой крест («Боже, храни сей град»), от него дорога идет направо, к морю, потом переходит в грунтовую и прекращается на обрыве.
По довольно крутой дорожке спускаемся вниз. Ручеек выводит нас по узкому ущелью, поросшему зелёными папоротниками, морозниками и увитому плющом, на берег моря.
Навигатор сообщает, что мы прибыли в указанное место. Оглядываюсь, недоумевая, где же скала? В направлении Сочи вижу журчащий водопад, направляюсь к нему. И вдруг оборачиваюсь – вот она, скала Киселева, вздымается ввысь гладкой стеной! Еще раз убеждаюсь в том, что настоящими произведениями искусства надо любоваться издалека, только это произведение сотворено не руками человека, а природными стихиями.
БЕРЕГ
Интересен и сам пляж – он сложен красивой пёстрой галькой. На многих камнях красивые завитушки и круги – эта особенность связана с неравномерностью накопления осадков на дне древнего моря.
В прозрачной воде хорошо видны с возвышенности грядовые бенчи – срезанный волнами остаток коренного берега, состоящего из параллельных пластов пород различной прочности, как слоеный пирог. Пласты глинистого сланца и мергеля разрушаются быстрее прочного песчаника, поэтому рядом с грядой может соседствовать 5-метровая глубина.
Таких грядовых бенчей очень много возле скалы Киселёва. Некоторые из них даже выступают гребнями над водой на расстоянии 10-15 м от берега. Возможно, что по одному из этих бенчей шел Гоша Козодоев за мальчиком, которого и столкнул с гряды в глубину. Роль мальчика сыграл сын Ю. Никулина. Кстати, рыбалки могло и не быть в фильме вообще. Худсовет «Мосфильма» рекомендовал вырезать весь «рыбный» эпизод. Но Л. Гайдай сюда добавил музыкальный фрагмент, специально написанный композитором Александром Зацепиным. На повторном просмотре киноцензоры отметили, что «после сокращения» сцена стала смотреться намного лучше, а ведь Л. Гайдай ничего не вырезал из картины.
Мы еще не раз вслед за героями Л. Гайдая придем к этой исполинской скале, чтобы любоваться сидящими на бенче чайками, всматриваться в синеву моря и слушать бьющуюся об скалу Кисёлева волну. Всё это – черноморский город Туапсе. Среди деятелей русской культуры, своей судьбою причастных к истории Туапсе, художник¬-передвижник Александр Александрович Киселёв несомненно значится на первом месте, поскольку никто другой не сделал так много для ознакомления россиян с красотой этой местности.
Наталия ДОЛГОВА, фото Александр Долгова