Чудеса из спичечного коробка

07:26 Твои люди, Геленджик!

Спички детям не игрушка. Об этом предупреждали не единожды. Об этом говорили учителя и пожарные. Об этом твердили на каждом углу. Вот что получилось у одного геленджичанина, который пошел вопреки этим простым четырём словам.

Алексею Малышеву 23 года, из них последние 13 лет молодой человек занимается творчеством из спичек. В детстве в гостях Лёша увидел кубик из спичек, не поверил, что он сделан абсолютно без клея. Не поверила и я. За полтора часа нашего приятного общения в редакции Лёша продемонстрировал свои умения. Пока он на моем рабочем столе конструировал из спичек настоящую избушку, ловко собирая спички в задуманном порядке, я успела узнать, какие подводные камни таит такой необычный вид творчества.

– Первый кубик я собрал в 10 лет, потом временно увлекся стендовым судомоделированием, – рассказывает Алексей Малышев. – Пока сам отливал из олова пушки по формам, делал модели парусников из любого подручного материала, выработал усидчивость и терпение. Именно эти качества необходимы в моем увлечении. В России можно по пальцам перечислить людей, увлекающихся творчеством из спичек, на Украине их больше.

Тем временем Леша взял пустой коробок, по углам вертикально установил спички и начал между ними закладывать горизонтальные бревнышки. Действительно, клей здесь не нужен: «замочком» служат спичечные головки.

– Если сейчас хоть одна спичка сломается, всю работу придется начинать заново, поэтому я предпочитаю использовать спички, произведенные по ГОСТу, а не по ТУ. Сейчас на этот домик с двускатной крышей, дверью, окном и трубой у нас уйдет целая пачка спичек. Для больших картин или замков просто не счесть, сколько нужно материала.

Как выяснилось, купить спички в большом количестве не так просто. Алексей ходит за материалом для творчества в один и тот же магазин:

– Однажды я попросил у продавца продать мне очень большое количество спичек, – вспоминает Лёша. – Она долго пыталась вразумить меня, что я должен срочно бросить наркоманить, что я молодой и еще могу встать назад на путь истинный. Пришлось вернуться домой, взять свою картину и показать ее продавщице, иначе она не верила. Я увлеченный человек, работаю в одном из лучших отелей курорта, веду здоровый образ жизни и даже не курю.Постепенно масштабы работ Алексея увеличиваются: начинал он с простых домиков, потом были небольшие дворцы, затем целые замки. Кажется, дом Лёши представляет собой место особо повышенной пожарной опасности.

– Спички – они же так и манят,- смеётся молодой человек. – Я несколько раз поджигал спичечные домики, но ничего особенного не произошло: сера быстро вспыхивает и так же быстро угасает, дерево не успевает разгореться.

Последние 4 года молодой человек делает картины. Из спичек собраны мудрая сова, мустанг с развивающейся гривой, суровый медведь, бык, собака и многое другое. Особо выделяется автопортрет:

– Можно брать идеи из Интернета, но у каждого своя технология, все равно приходится подстраивать «выкройку» под себя. Сначала набил руку на идеях украинских единомышленников, потом захотел придумать что-то сам. Взял свою фотографию, обработал в «Фотошопе», потом прогнал через программу для создания схем для вышивания. Больше месяца потратил только на создание фото, потом начал выкладывать ее из спичек.

Во время отпуска Алексей ездит к родителям в Саратов, отвозит им свои работы на поезде. Кстати, почта отказывается пересылать поделки из спичек, они входят в перечень запрещенных к пересылке материалов. На будущее у молодого человека уже есть новые интересные задумки для поделок из спичек. Поживем – увидим. «МГ» надеется посетить персональную выставку спичечных работ Алексея Малышева.

Наталия ДОЛГОВА

– В спичке температура пламени 750 – 850 °C, при этом 300 °C – температура воспламенения дерева.- Состав головки спички:бертолетова соль – 46,5 %стекло молотое – 17,2 %свинцовый сурик – 15,3 %костный клей – 11,5 %сера – 4,2 %белила цинковые – 3,8 %дихромат калия – 1,5 %- Спичечная соломка во избежание её тления пропитывается 1,5%-ным раствором Н3РО4, а затем парафинируется (окунается в расплавленный парафин).

– Лишь в конце XVIII века начали появляться приспособления для получения огня, основанные не на первобытных способах (трение, удар), а на химических реакциях. Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель. Они назывались «маканками» и зажигались после обмакивания их в раствор концентрированной серной кислоты. Надо ли говорить, что тысячи людей после неудачного разбивания стеклянного шарика с кислотой получали сильные ожоги рук. Прошли еще долгие десятки лет, прежде чем человечество догадалось складывать спички в коробки, на бочок которых нанесена зажигательная смесь. Так началась новая эра «вызывания огня».

– Первый всплеск развития производства спичек приходится на 1840-е гг. К 1848 г. в России работало уже более 30 спичечных мануфактур. К 1922 г. всё спичечное производство в СССР было национализировано. К 1940 г. на многих фабриках была проведена реконструкция, были установлены первые спичечные автоматы, и производство спичек значительно увеличилось. Страна стала экспортировать спички в коммерческих масштабах.- Стоимость коробка спичек в СССР была минимально возможной и составляла 1 коп. за коробок (75 спичек) и 2 коп. за большой коробок (110 спичек). В XIX веке спички стоили дорого и были доступны далеко не всем.- Слово «спичка» является производным от старорусского слова «спица» (заострённая деревянная палочка, заноза), обозначавшего деревянные гвозди, которые использовались при изготовлении обуви (для крепления подошвы к головке). Первоначально для обозначения спичек в современном понимании использовалось словосочетание «зажигательные (или самогарные) спички» и только с повсеместным распространением спичек первое слово стало опускаться, а потом и вовсе исчезло из обихода.- Музеи спичек существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей спичек есть и в России – в Рыбинске.

(Нет оценок)

Добавить комментарий