Спасение утопающих – дело рук…
В Геленджике с начала курортного сезона в море утонуло шесть человек, в том числе два дайвера
Человеческая беспечность и неосторожность могут превратить втрагедию даже самый приятный отдых на берегу Черного моря. Длякого-то долгожданное погружение вманящую водную гладь становитсясмертельным. Иногда люди погибают из-за собственной беспечности,но случается и так, что их жизни вомногом зависят от чужого профессионализма.
8 июля в селе Дивноморское утонула женщина. Она впервые погружалась с аквалангом на дно Черного моря – это была её давняя мечта.Муж и дочь остались на берегу.- Женщина обратилась в фирму,предоставляющую дайвинг-услуги вобычной палатке на берегу, – рассказал замруководителя Следственного Отдела по Геленджику СУ СКР поКраснодарскому краю Денис Каленский.
– Ныряльщиков увезли в море,обратно лодка вернулась уже безодного из учеников. Когда муж поинтересовался, где его супруга, емуответили, что, вероятно, её привезутна следующей лодке. Но ни в следующей, ни в какой-либо другой женщины не оказалось. Её начали искатьи нашли на дне Черного моря.В настоящее время по этому случаю проводится проверка. Следователи будут рассматривать вопросо возбуждении уголовного дела пофакту причинения смерти по неосторожности, а также по факту оказанияуслуг, не отвечающих требованиямбезопасности. Однако, как отметилив ведомстве, было бы проще, если бызаконодательство регулировало эту сферу деятельности, чтобы правоохранительные органы могли уличить фирму в конкретных нарушениях инструкции.
Всего с начала курортного сезона в Геленджике утонуло шесть человек, двое из них погружались в море с аквалангами. Еще один дайвер-новичок утонул в конце июня в районе Архипо-Осиповки: 19-летняя девушка плавала с аквалангом вместе с друзьями, которые и забили тревогу после её исчезновения. Пропавшую нашли через час, она уже была мертва. Прошлым летом ни одной трагедии с участием дайверов зафиксировано не было.
– Уважаемые жители Геленджикаи гости курорта, перед тем как воспользоваться дайвинг-услугами, проверьте документы и сертификаты обсуживающей фирмы, ознакомьтесь сквалификацией инструктора. Будьтебдительны и осторожны. От этого зависят ваши жизни, – напомнил ДенисКаленский. – К сожалению, дайвинг-услуги никак не регулируются нашимзаконодательством. Инструкции, которые имеются у таких фирм, носятрекомендательный характер. Теоретически любой индивидуальныйпредприниматель может открыть палатку на берегу и обучать всех желающих дайвингу. Примерно так и произошло в этих двух случаях.Опытные инструкторы в один голос твердят, что так называемые«черные дайверы» – бич профессионалов. Такие «предприниматели»не столько создают конкуренцию,сколько подвергают опасности новичков и награждают город и отрасль в целом плохой репутацией.
– Хуже некуда, когда приоритетом является зарабатывание денег,- отметил инструктор и руководитель геленджикского дайвинг-клуба«Морской кот» Сергей Баранник. – Унас с каждым клиентом погружаетсяперсональный инструктор, т.е. мы негонимся за количеством, не набираембольшие группы – количество клиентов равно количеству инструкторов.Опасность возникает, когда одининструктор берет четырех человек,даже два клиента – это перебор. Ситуации могут быть разные. Погружаядвоих, ты должен обоим уделить внимание. Один, к примеру, куда-то рвется, хочет что-то обследовать, а ты возишься с другим, у которого, скажем,ушки не продуваются, или какая-топаника – вода в маску попала. В итогеты первого упускаешь из виду, уделяя все внимание последнему. Такаясамонадеянность может погубить.
Сергей Баранник – обладательпрестижных квалификаций в миредайвинга, среди которых MasterScuba Diver Trainer PADI и SpecialityInstructor PADI, обладатель звания«Лучший инструктор Черноморскогопобережья». Всевозможными грамотами и дипломами увешана вся стенаслужебного помещения дайвинг-клуба, однако, по словам дайвера, малокто из клиентов интересуется уровнем подготовки инструкторов.
– Люди прежде всего спрашивают,сколько будет стоить погружение икак долго оно продлится, – рассказалСергей Баранник. – Никто, как правило, не задается вопросом, прошлили наши инструкторы специальноеобучение, если у них сертификаты иудостоверения.
Еще один сертифицированныйдайвер Сергей Котухов уверен, чтогибели людей удалось бы избежать,если бы рядом с новичками находился инструктор. Он рассказал, по какому примерно сценарию произошлипоследние трагедии:
– Когда человека теряешь из виду,он часто начинает паниковать, пытается выплыть, у него это, как правило,не получается. Мы разбирали произошедшие трагедии: оборудованиеу дайверов было новое, исправное,воздуха было достаточно. Их простооставили без присмотра, и что-то пошло не так.
Оба инструктора считают, что загибель начинающего дайвера должна отвечать фирма, оказывающаяуслугу. Но и самим клиентам стоитбыть любопытнее – интересоватьсяне только стоимостью и длительностью погружения, но и сертификацией инструкторов. Помните: никтоне озаботится вашей безопасностьюлучше вас самих!
Яна САХАРОВА,фото: Сергей Петров
В Азовском море погибла серфингистка4 июля в акватории Азовского моря погибла 47-летняя жительницаМосквы. На неё наехал гидроцикл.
По предварительным данным, москвичка приехала в Ейск на отдых,плавала на серфинговой доске в районе косы Долгая Азовского моря.На неё наехал 37-летний местный житель, управлявший гидроциклом.В результате столкновения женщина получила открытую черепно-мозговую травму, в результате которой скончалась. Установлено, что молодой человек не обладал правом управления водным транспортом.Кроме того, гидроцикл он получил в аренду от 27-летнего местного жителя, не являющегося собственником водного транспортного средства.В настоящее время следствием проводятся проверочные действия,направленные на установление всех обстоятельств произошедшего события, а также личности владельца водного транспорта. По окончаниипроверки будет принято процессуальное решение, сообщает пресс-служба СУ СК РФ по Краснодарскому краю.