Джазовые опусы: как труба победила саксофон

19:21 Культура

Не могу отнести себя к знатокам джаза и тем более к его поклонникам. Но чтобы выносить свое суждение о каком-либо вопросе или событии, нужно, по крайней мере, хоть раз принять в нем участие. 14 марта корреспондентам «МГ» выпала такая возможность. В большом зале отеля «Кемпински» компания из пяти музыкантов – «OPUS 5» (труба, контрабас, ударные, клавишные, саксофон) – знакомила публику с джазом.

Концерту предшествовала презентация галереи «Белая Лошадь» и её культурно-экологического проекта. Автор работ Нина Никифорова представила несколько картин, выполненных из вторичных материалов, а попросту – из мусора. Если честно, настроен я был скептически и насчет музыки, и насчет того, состоится ли мероприятие в принципе – соберутся ли слушатели? На удивление, зал был практически полон. Причем, молодежи присутствовало больше, чем тех, кто считает себя ровесником джазового поколения, зародившегося в начале ХХ века. После пары дюжиноминутных композиций музыканты наконец- то представились и рассказали непосвященным, что в их группе нет лидера, они просто играют вместе, черпая вдохновение из импровизаций друг друга. Темнокожий ударник в характерной кепке Дональд Эдвардс, крючконосо-седой «ворон» за клавишами Дэвид Кикоски – старейшина, как уважительно называли его другие участники; флегматично-ботаничный голландец в очках на саксе Симус Блейк и два русскоговорящих участника – замечательный трубач Алекс Сипягин и контрабасист Борис Козлов. Каждая композиция обыгрывалась выразительными взглядами и удивленно-старательными пантомимами. В какой-то момент клавишник забыл поставить нужные ноты: уже играя одной рукой, другой онтянулся к портфелю, лежащему позади него на полу, за нужной партитурой. На протяжении всего выступления интересно было наблюдать, как труба «побеждает» саксофон. В антракте отвечали на наши вопросы только 4 участника, «голландский сакс» громко тренировался в соседней гримёрке, не теряя надежд на реванш. Оказывается, контрабас тоже может солировать своими четырьмя струнами так, что никакой гитаре не снилось. В конце выступления бурные аплодисменты вызывала игра трубача. Аплодировать зрители начинали еще до начала его игры, как только он брал инструмент и приближался к микрофону. Из-за отсутствия четко выраженной мелодии и стержня музыкальной фразы многим джаз не нравится. Он никогда не будет ПОПулярной музыкой для масс. потому что насвистывать или «мурлыкать» 15-минутные пьесы вряд ли кому под силу. Мы привыкли к простоте и запоминаем только броские рифмы и шлягерно-гитараные рифы. Но бесконечно-ускользающие импровизации джаза, сыгранные вживую, даже для непосвященных создают приятные эмоции. А именно они и являются главным критерием оценки музыки, которая идет от сердца.

Сергей ПЕТРОВ, фото автора

В антракте музыканты из «OPUS 5» ответили на вопросы журналистов, которых интересовала, прежде всего, история создания коллектива, а также значение его названия.

– На тот момент, когда мы решили собрать эту группу, мы уже 20 лет играли на одной сцене в разных составах. В коллективе у нас царит демократия, поэтому, если встает какой-то вопрос, мы списываемся по e-mail и решаем всё количеством голосов, – рассказал контрабасист Борис Козлов. – Когда встал вопрос, как назвать группу, мы также списались по электронной почте. В итоге выиграло название, которое придумал Дональд. «OPUS 5» – потому что мы все работаем с 90-х гг. в оркестре Чарльза Мингуса (влиятельный американский джазовый контрабасист, композитор и правозащитник – прим. ред.), играем много его композиций. Его последние предсмертные записи называются OPUS 1, OPUS 2, OPUS 3 и OPUS 4. А поскольку нас пятеро, мы решили в продолжение его произведений назваться «OPUS 5».

Музыканты признались, что все они впервые оказались в Геленджике и город произвел на них благоприятное впечатление:

– Мы только что приехали, – взял слово ударник Дональд Эдвардс. – Кроме отеля мы мало, что видели. Но из нашего номера можно полюбоваться морем и горами. Мы чувствуем всю эту красоту. И главное– нам здесь очень нравятся люди.

Приему в Геленджике «OPUS 5» тоже дали высокую оценку.

– Для меня это настоящий русский прием, – отметил трубач Алекс Сипягин. – На мой взгляд, русская публика всегда «very special» – в самом хорошем смысле. Ни в одной другой стране таких зрителей нет. – Когда мы играем, мы делимся с залом энергией и чувствуем отдачу, – добавил пианист Дэвид Кикоски.

Однако, по личным ощущениям, публика оказалась не слишком благодарной. Во время выступления многие зрители громко переговаривались друг с другом, другие, казалось, пришли на концерт, чтобы воспользоваться бесплатным Wi-Fi в «Кемпински». После антракта зал заметно опустел. К счастью, на виртуозности и настроении музыкантов это не сказалось.

Яна САХАРОВА

(Нет оценок)

Добавить комментарий