В честь кого названы село Михайловский Перевал и Михайловское военное укрепление

09:51 Мой край

Сто лет назад, в начале прошлого столетия, любой знакомый с русской военной историей человек хорошо знал, почему в разных частях Российской империи часто встречается название «Михайловский». Это Михайловский замок, Михайловский дворец и кавалерийский манеж в Санкт-Петербурге, а в Геленджикском районе – Михайловский перевал и Михайловское укрепление, память о котором сохранена в Архипо-Осиповке.

Топонимика района хранит память сразу о двух Михаилах Романовых, которые жили и правили в XIX веке, в период Кавказской войны.Как сейчас, в начале XXI века, никто не усомнится в честь какого именно Ленина названа главная улица Геленджика, так и сто лет назад названия Николаевские, Александровские и Михайловские были постоянно в словестном обороте. Говоря о «Михайловских названиях», нужно знать о двух близких родственниках, дяде и племяннике, причем дяде, который одновремнно был и крестным отцом племянника. Итак, Михаил Павлович Романов был младшим сыном императора Павла I. В истории военной техники Михаил Павлович больше известен как генерал-фельдцейхмейстер Российской Империи, который по своей должности руководил всей военно-технической политикой страны. Многие ученые, чтобы продвинуть в жизнь свое изобретение, обращались именно к нему. Взлет его карьеры начался с конца 1825 года, когда он отличился при подавлении восстания декабристов. Для советской исторической науки это было революционное восстание, а для тогдашних соседей России это был военный мятеж элитных частей в самой столице империи. В результате этого при исполнении своих обязанностей был убит военный комендант Петербурга генерал Милорадович, герой войны 1812 года. Молодого великого князя тоже пытались убить, но простые солдаты, находившиеся среди декабристов, не дали сделать прицельный выстрел.

Весть о военном мятеже в столице, который самим фактом обозначил слабость власти, стала сигналом для южных соседей. Первой войну начала Персия, через год – Турция. Русско-турецкая война в 1828 году завершилась Адрианопольским мирным договором. По его условиям Черноморское побережье Кавказа с Геленджиком и Анапой вошли в состав России. Михаил Павлович был среди высшего командованого состава Русской армии, отмеченного орденом св. Георгия. Об этих полководцах в наши дни упоминают крайне редко из-за того что впоследствии они подавляли восстания в Польше и Венгрии. Но тогда младший брат Николая I в военной среде был вторым по своему авторитету после самого императора. В это время он занял должность шефа всех военно-учебных заведений России. Все армейские офицеры его знали и побаивались строгого нрава.

Сохранилось много положительных отзывов о Михаиле Павловиче в исторической и мемуарной литературе. Однако, Михаил Юрьевич Лермонтов его не любил. Как свидетельствует серьезный исторический журнал «Русская старина», незадолго до ссылки на Кавказ, в Петербурге поэт был арестован лично Михаилом Павловичем и отправлен на гауптвахту за то, что у Лермонтова его гусарская сабля оказалась намного легче и меньше размером установленного образца. Поэт никогда не был ревностным служакой, с дисциплиной у него проблемы возникали часто. На смотре он оказался с детской саблей. Михаил Павлович дал ее поиграть своему племяннику-крестнику, 8-летнему князю Михаилу Николаевичу. Так пообщался великий поэт с двумя Михаилами одновременно.

Мальчик, игравший с лермонтовской саблей, самим своим появлением на свет тоже был связан с декабристами. Император Николай I так был рад рождению своего младшего сына в 1832 году, что объявил амнистию декабристам, находившимся на каторге. Мальчика готовили, как и всех сыновей императора, к высшей государственной карьере.

Первоначально образованием Михаила Николаевича руководил поэт Василий Андреевич Жуковский, служивший в Министерстве императорского Двора воспитатателем всех сыновей императора, в том числе и наследника престола, будущего иператора Александра I. Когда мальчики подростали, в дело вступали выдающиеся в то время ученые, специалисты по отдельным отрослям науки: физике, химии, артиллерии и фортификации. Учителем правоведения у юного Михаила Николаевича был директор Императорской Публичной библиотеки барон Модест Андреевич Корф, оставивший самые хорошие воспоминания о своем ученике.

Тем временем, Михаил Павлович стал часто болеть. После его смерти в 1849 году должность генерал-фельдцейхмейстера была упразднена. Но ученые-артиллеристы, получившие свое образованиев те годы, когда Михаил Павлович руководил военно-учебными заведениями, очень своеобразно увековечили его память. Первая российская артиллерийская премия была учреждена в 1845 году. В день 25-летия Артиллерийского училища бывшие его воспитанники собрали капитал в 6444 рубля, а проценты, получаемые с него и накопленные за пять лет, и составили премию. В 1858 году ей было присвоено название Большой Михайловской премии в память об умершем генерал-фельдцейхмейстере.

Все это время шла Кавказская война, которую в Петербурге при правлении Николая I «войной» официально не называли. Это было внутреннее дело Империи. Пока Россия была нужна Великобритании в качестве военного союзника против Наполеона, англичане не вмешивались в события на Черноморском побережье, и у русского военного командования были первые успехи в налаживании мирных отношений с горцами. Но как только военный союз с Россией Англии стал ненужен, европейские державы с территории Турции начинают всеми способами разжигать ненависть к русским. Как это происходило на территории нынешнего Геленджикского района, очень подробно написал выдающийся историк, член-корреспондент Императорской академии наук Андрей Федорович Щербина, скромный памятник которому находится на набережной в Геленджике. Все происки европейских держав закончились трагедией Крымской войны.

Тем временем подрос на смену своему покойному дяде великий князь Михаил Николаевич. То, что он был специально воспитан для должности генерал-фельдцейхмейстера, мало кто сомневался. Отец-император в самый разгар Крымской войны отправил двух своих младших сыновей Николая Николаевича и Михаила Николаевича в осажденный Севастополь, где они познали все ужасы настоящей войны. Смерть Николая I, который не вынес поражения в войне, вынуждает нового императора Александра II, думать о военных реформах и, в первую очередь, о новых видах вооружения. Все верховное руководство принимает на себя новый генерал- фельдцейхмейстер Михаил Николаевич. В 1858 году он впервые побывал на Кавказе, инспектируя артиллерийские подразделения, и встретился с наместником Кавказким князем А.И. Барятинским. Русские войска под его командованием готовились к большому военному походу. Через год, в 1859 м, войска под предводительством Барятинского взяли в плен Шамиля, но Кавказская война в западной части Северного Кавказа продолжалась.

В это время Барятинский, уже немолодой, тяжело заболел. В декабре 1862 года был обнародован Высочайший указ о назначении великого князя Михаила Николаевича наместником Кавказским. Должность генерал-фельдцейхмейстера за ним сохранялась пожизненно, как это было с другими его предшественниками. Руководить делами всей русской артиллерии ему пришлось из Тифлиса, где находилась резиденция наместника при помощи специальных посланий «меморий», которые он отсылал своему заместителю, «товарищу», генерал- адъютанту А.А. Баранцову в Петербург. Власть его как наместника распространялась на громадной территории от Керченского пролива до побережья Каспийского моря. Ему подчинялся Северный и Южный Кавказ. Ему не нужно было согласововать свои решения с министрами в далеком Петербурге. Наместник командовал не только всей армией и казаками на Кавказе, ему подчинялась вся гражданская власть.

Как сейчас известно, завершение Кавказской войны в 1864 году стало трагедией для значительной части коренного населения Черноморского побережья Кавказа. Поэтому всю ответственность очень скоро стали возлагать именно на него и его ближайших помошников в момент завершения войны. Но великому князю пришлось и налаживать мирную жизнь после этого. В этом он преуспел. Прекратились разбои, которые до этого были нормой жизни, появились новые дороги. До прихода русской армии в горах были только тропы для всадников и вьючных животных, на которых двум всадникам нельзя было разьехаться. Один всадник должен был уступать дорогу другому или вступать с ним бой. Такой был «закон гор».

Русская армия свое продвижение начинала, обычно, со строительства дорог. В самом начале Кавказской войны была сооружена Военно-грузинская дорога. После нее появились и другие. Дорогу от Новороссийска до Сухума через многочисленные перевалы начали делать по указанию великого князя Михаила Николаевича сразу после окончания войны. Есть и еще памятные места, связанные с его именем. Это памятный крест в Архипо-Осиповке, отлитый в Ростове-на-Дону и установленный на месте бывшего Михайловского укрепления, названного так в честь дяди наместника Кавказа в 1876 году, на деньги из его личных средств. Говоря об исторческой памяти о последнем русском генерал-фельдцейхмейстере, хочется отметить и другое. Великий князь Михаил Николаевич сделал впоследствии гоударственную карьеру выше, чем его дядя. Михаил Павлович был всего одним из членов Гоударственного совета Российской империи. Вернувшись с Кавказа в Петербург в 1881 году, после убийства АлександраII, Михаил Николаевич возглавил Государственный совет. Другой великий князь Константин Николаевич, военный моряк, был отстранен от этой должности новым императором Александром III. За ним в Петербурге укоренилась репутация не только реформатора, заменившего парусный флот паровым, но и либерально настроенного человека. Это не устраивало императора.

Михаил Николаевич, вернувшийся с Кавказа, прослыл в столице консерватором, именно таким он нужен был Александру III. Последний русский генерал-фельдцейхмейстер, доживший до XX века, сторонился великосветской жизни Петербурга. Но его авторитет был безупречен среди всего императорского семейства и, в первую очередь, его очень уважал последний император России Николай II.

Знаменитый Русский музей находится центре Петербурга в Михайловском дворце, который строился для Михаила Павловича, а потом отошел в государственную казну. На первом этаже современного Русского музея выставлено громадное полотно работы И.Е. Репина «Заседание Гоударственного совета». Это уже начало XX столетия. Император Николай II справа от центра, а в центре его «августейший» дядя, великий князь Михаил Николаевич, председатель Государственого совета Российской империи. Он уже очень пожилой человек, олицетворяющий мудрость и силу. Картина Репина, весь советский период находившаяся в запасниках музея, сейчас одна занимает целый эскпозиционный зал. Но на фотографии, представленной здесь, наместник Кавказский великий князь Михаил Николаевич запечатлен в тот период, когда началась сооружаться дорога от Новороссийска до Сухума. Отсюда и названия – Михайловский Перевал и Михайловское укрепление.

Никита МИГАЕВ, историк, сотрудник Российской Национальной библиотеки,

подготовила к печати Наталия ДОЛГОВА

(2 голос, оценка: 5,00 из 5)

Добавить комментарий