Жёлтые тюльпаны помнят твои руки
17 апреля 1960 года группа сотрудников одного медучреждения отправилась в поход. В те времена так было принято – доставать походные котелки, паковать рюкзаки, созывать коллег по работе и отправляться куда-либо в горы, в леса. Люди общались, пели песни у костра под гитару, варили чаи на травах, плели венки. И все бы хорошо и приятно, если бы не маленькое «но»: огромные охапки цветов в руках у каждого….
В середине прошлого века пышные букеты мог собрать любой желающий. В марте и апреле в нашей местности после серых красок зимы руки так и тянулись к ярким первоцветам – синим пролескам, бело-желтым примулам, нежным крокусам и ветреницам. Из горных районов Горячего Ключа и Апшеронска наши бабушки и дедушки возвращались с корзинами белых подснежников и светло-зелёных морозников, пучочками лиловых цикламенов. В мае с Маркотхского хребта геленджичане спускались с букетами малиновых и бордовых пионов, карликовых ирисов, тюльпанов. Теперь все эти цветы находятся на грани исчезновения.
Каждый день вижу возле рынка бабушек, которые продают букетики лесных цветов. Интересуюсь, знают ли они, что рвут краснокнижные (т.е. исчезающие) растения:
– Да ладно! – говорит одна из них, – в Голубой бухте (в Пшаде, в Адербиевке и т.д.) этих подснежников валом!
И так говорят почти все люди, сорвавшие цветок. Многие из них даже не знают, что дикорастущих подснежников в нашем городе вообще нет. То, что продают под видом подснежников – это пролески сибирские, и они тоже скоро исчезнут, как практически исчезли тюльпаны Шренка – желтые, красные и белые красавцы. Очень трудно найти теперь в наших горах желтые тюльпаны Биберштейна. Всех их вырвали руки человека. А ведь когда-то люди рвали беззащитные цветы, говоря: «Да ладно, этих желтых тюльпанов тут валом!»
В одних руках букет, во вторых, в третьих… Такими темпами когда-нибудь чьи-то руки сорвут самый последний горный тюльпан. На очереди будут пионы кавахский и тонколистный, безвременник осенний и другие хрупкие прекрасные цветы, которые не могут защитить себя от человека. И смотреть нашим потомкам на поляны, на которых не будет расти ничего, кроме сорной травы.
Наталия ДОЛГОВА,
с просьбой к человеку разумному – быть разумным