Ода самовару:

07:36 Особый взгляд

«Император белых чашек, чайников архимандрит»

Самовар кипит – уходить не велит

Народная поговорка

Балалайка, медведь, шапка-ушанка, водка и баян – вот что первым приходит в голову на вопрос о российских классических стереотипах. А еще самовар. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить знаменитый тульский самовар. Хотя подобные приборы были известны в Китае, Японии и Иране, там они применялись для кипячения воды, а не для приготовления чая.

История

Своим появлением самовар обязан чаю, завезенному в Россию из Азии в 17 веке. В 18 веке на Урале и в Туле появились предшественники самовара – металлические сосуды-кухни, или самовары-кухни, состоящие из трех частей: в двух готовилась пища, в третьей – чай. Где и как появился первый самовар, доподлинно неизвестно. Отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник Н. Демидов захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, они и положили начала самоварному искусству.

Существует легенда, что самовар привез в Россию Петр I из путешествия по Голландии. По другой версии все было не так – первые самовары (в современном виде) появились у нас в стране полвека спустя после смерти первого российского императора. И родиной является Тула. История сохранила имена изобретателей – ими были братья Иван и Назар Лисицины, которые в 1778 году изготовили первый образец в маленькой мастерской своего отца, работавшего оружейником, а на досуге занимавшимися работой по меди. Спустя четверть века маленькая мастерская превратилась в полноценную фабрику, на которой трудилось около 30 человек. Изобретение пользовалось огромным спросом.

Многочисленные предприятия, которые стали открываться по всей стране, производили огромное количество самоваров самых разных форм и размеров. Существенно различалась и отделка, а также материалы, из которых изготавливалась продукция. Существовали даже полностью серебряные самовары, а также экземпляры с инкрустацией из драгоценных камней – их изготавливал императорский фарфоровый завод.

Но никаких коренных нововведений в самоварном деле не наблюдалось вплоть до конца 19 века, когда впервые стали появляться модели, работающие на керосине. Поначалу их изготавливали только в Туле, а спросом они пользовались в тех местах, где жидкое топливо стоило недорого и было доступно – например, на Кавказе. Также керосиновые самовары поставлялись и в Европу.

Выпускались самовары емкостью от 2 до 80 литров, а делали их из разного металла: из меди, латуни, томпака, иногда из серебра и мельхиора. Что интересно, вначале самовары продавались не поштучно, а на вес, чем тяжелее – тем дороже.

Перед Великой Отечественной войной последний действующий в Туле самоварный завод «Штамп» все еще производил продукцию, которая использовалась, в основном, как сувенирная. Новая жизнь была дана самовару после того, как в 1956 году на заводе было освоено производство электрических самоваров. Предприятие функционирует и по сей день, а самовары по-прежнему пользуются спросом, правда, все больше среди иностранцев и в качестве сувениров и подарков.

Музеи

В России наиболее известны тульские самовары, поэтому неудивительно, что крупнейший музей такого рода, имеющий аналогичное название, находится именно в Туле. Обширная экспозиция находится в трех залах.

Музей самоваров с большой коллекцией (порядка 400 экземпляров) находится в городе Городец (Нижегородская область), в старинном деревянном здании бывшей усадьбы Гришаева. Этот музей открылся в 2007 году на базе частной коллекции Николая Полякова.

Одним из традиционных центров производства самоваров в России является поселок Суксун (Пермский край). В местном историко-краеведческом музее этим устройствам, а также другим изделиям из меди, посвящена экспозиция второго этажа.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Памятники

Помимо практических самоваров, существуют самовары символические. Странно, но судьба у памятника самовару, созданного в Туле, как-то не складывается. Он дважды менял место и в итоге переместился из центральной части города на окраину (в район спецавтохозяйства).

Памятник самовару в городе Елабуга (Татарстан) был выкован в местной кузнечной мастерской. Этот самовар стоит на Хлебной площади и выступает в качестве символа гостеприимства и достатка.

В городе Ленкорань (тот самый азербайджанский город, давший название популярной в нашем городе ленкоранской акации с розовыми пушистыми цветами) стоит большой памятник самовару, под краном которого стоит памятник чашке. В районе города Ленкорань традиционно выращивали чай, так что этот памятник является символом производства чая и чаепития.

Мастера из Харькова, по всей видимости, решили почтить жаровые самовары, или как их называли в старину, угольные самовары, в которых нагревание воды происходит с помощью внутренней трубы-жаровни. В качестве памятника они установили на местном вокзале огромный действующий жаровой самовар, имеющий объем в 360 литров.

Иногда скульптурные самовары являются не самостоятельными памятниками, а элементами скульптурных групп. В Омске существует памятник «Фотограф и дама у самовара» – дама сидит за столом с самоваром и чайной посудой, а ее в этот момент фотографирует фотограф. В одном из парков Хельсинки (Финляндия) стоит скульптура стола с самоваром и чайной посудой.

Памятник самовару в городе Кунгур (Пермский край) также не одинок – под его краном стоит скульптура чашки, а над конфоркой установлена скульптура заварного чайника. Впрочем, это памятник не столько собственно самовару, сколько чаю и чайной торговле. В XIX веке большая часть российской торговли чаем контролировалась местными купцами.

Самовар и русская культура

Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы, это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой. Самовар – это поэзия.

Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — друг семейного очага, лекарство прозябшего путника…»

История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий, но сегодня самовар – символ доброго русского гостеприимства, неотъемлемая часть старинного русского чаепития.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях. Раньше наличие самовара в семье свидетельствовало о её зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ, а при продаже имущества за недоимки в первую очередь продавался самовар как предмет роскоши.

С середины 19 века чаепитие в России становится традицией, которая породила и особую систему сервировки, складывающуюся из многочисленных чайных принадлежностей: сам самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, сахарница, ложечки, щипцы для колки сахара. Обязательный атрибут – полоскательница, в ней ополаскивали чашку, чтобы остатки чая на дне не портили вкус новой порции. Сейчас все эти предметы также высоко ценятся на рынке антиквариата. Даже скатерти для стола должны были отвечать нормам чайного этикета. Поэтому столы покрывались только тонкой накрахмаленной, как правило, белой или голубой материей.

Электросамовары, пришедшие на смену традиционному самовару, оказались суррогатом, они не шумели и не создавали уюта, и мода на них стала быстро проходить. Шумящий на столе угольный самовар – это поэзия. Он придает столу своеобразный уют. Так что старый угольный самовар – это не просто прибор для кипячения воды. Это символ домашнего уюта, это помощник и верный товарищ. Потому-то в русских семьях к самовару относились как к члену семьи.

Проза

О самоварах написано множество книг – в основном, это справочники, энциклопедии, альбомы. А вот рассказ современного прозаика Михаила Веллера под названием «Самовар», как это ни странно, повествует совсем не об устройстве для кипячения воды. Автор сделал такое предисловие к своей книге:

Не влезай – убьет.Это очень неприличная книга. В ней много неприличных слов, неприличных сцен, а главное – неприличных мыслей. Поэтому ее нельзя давать читать детям, и лучше бы не читать людям с неустойчивой психикой. Также ее не должны читать люди, не любящие всякие неприличности. Честно говоря, возможно лучше и вам ее не читать. Возможно, ее вообще писать-то не следовало.

Поэзия самовара

О самоваре сочиняли песни и частушки, слагали стихи, придумывали загадки, художники писали картины. Этому красавцу с блестящими боками впору посвящать оды и гимны. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы – Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.***Смеркалось. На столе, блистая,Шипел вечерний самовар,Китайский чайник нагревая,Под ним клубился легкий пар… Александр Пушкин***Страшно жить без самовара:Жизнь пустая беспредельна,Мир колышется бесцельно,На земле тоска и мара.Оставляю без сознаньяБред любви и книжный ворох,Слыша скатерти шуршанье,Самовара воркованье,Чаю всыпанного шорох.Если б кончить с жизнью тяжкойУ родного самовара,За фарфоровою чашкой,Тихой смертью от угара! Борис Садовский***Самовар, владыка брюха,Драгоценный комнат поп!В твоей грудке вижу ухо,В твоей ножке вижу лоб!Император белых чашек,Чайников архимандрит,Твой глубокий ропот тяжекТем, кто миру зло дарит. Николай Заболоцкий ***Что вы знаете про старый,Русский, тульский самовар?В нем пылал когда-то пар,В золотой, пузатый бокГлухо бился кипяток…Что за чай без самовара,Без душистого завара,Без крутого кипятка,Без угарного дымка?! Сергей Михалков

Послесловие

Несмотря на обилие удобных в использовании чайников, самый вкусный чай по-прежнему из настоящего самовара. Когда мы выезжаем за пределы Геленджика на кубанские просторы или в горные районы, нам предлагают в стилизованных под старину трактирах чай из настоящего самовара. На туристических маршрутах нагорья Лаго-Наки продавцы предлагают самые разные варианты «пузатых». Даже в ХХI веке не тускнеет мастерство самоварщиков. Очень хочется верить, что мы не утратим историю и традиции наших предков, и собравшись всей семьей за столом, споем песню Леонида Утесова «У самовара я и моя Маша»…

Наталия ДОЛГОВА

продолжение следует

(Нет оценок)

Добавить комментарий