Хранители памяти

13:23 Особый взгляд

В преддверии Нового года особенно сильно хочется «выкинуть хлам из дома», как поется в популярной песне, чтобы потом не было стыдно перед друзьями, приглашенными в гости на праздники. Если раньше до этого руки не доходили, то сейчас, в последнюю неделю декабря, откладывать еще дальше уборку просто некуда. Поэтому я вооружилась тряпкой и заглянула в самые потаенные уголки своего дома.

Сколько себя помню, у нас всегда под вешалкой стоял деревянный сундучок с резными узорами – швейная машинка «Зингер», на которой мама шила мне в детстве отличные платья. Потом как-то времени на шитье стало не хватать, и машинку вернули на прежнее место «прописки». Бережно протерев ее черное чугунное тело, я поискала дату выпуска. Сазу же родился повод для юбилейного тоста – машинке ровно 100 лет исполнилось в этом году!Помнится, мама рассказывала, что в 1913 году моя прабабушка, тогда молодая учительница, устроилась на работу в сельскую школу. На свою первую зарплату она приобрела эту крайне нужную и дорогую вещь – незаменимую помощницу рукодельнице. Сколько всего было сшито на этой машинке, сколько родственников одето – и не расскажет сейчас уже никто. Сохранился в нашей семье лишь один рушник, простроченный немецкой иголкой «Зингера» и вышитый гладью прабабушкиными руками. Рушник, ставший уже семейной реликвией, передается из поколения в поколение уже почти век. Почетную роль он успел сыграть и на моей свадьбе.

Российский рынок антикварного фарфора и стекла в прошлом году увеличился на 27%, а его объем составил около 250 млн. долларов. В 2014 году эта цифра может составить уже порядка $400 млн. Таковы данные аналитического исследования, которое провели эксперты Восточно-Европейского Антикварного Дома. В советское время главным знатоком фарфора считался писатель Максим Горький, который даже выдавал экспертные заключения на предметы из китайского фарфора. В современной России наиболее известными коллекционерами фарфора являются сенатор Людмила Нарусова, банкир и меценат Петр Авен, актриса Вера Сотникова, певица Анита Цой.

Еще одна ценность хранится у нас дома – фарфоровое блюдце, купленное прабабушкой в Абхазии в ее первый отпуск – вероятно, тоже в 1913 году. Можно ли считать дореволюционный фарфор и вековой «Зингер» антиквариатом, корреспондент «МГ» спросила у коллекционера и директора антикварного магазина Максима Соколовского.- Антиквариат – это старинные вещи, имеющие значительную ценность, которые являются объектами коллекционирования и торговли, – рассказывает специалист. – Насколько старинные? В большинстве стран мира предмету должно быть не менее 60 лет, чтобы считать его старинным. В США антикварный предмет должен был быть изготовлен до 1830 года, в Канаде – до 1847 года. В Великобритании ему должно быть не менее 100 лет. – Мы провели опрос среди наших читателей. Оказалось, что у многих из них есть старинные вещи, но мало кто знает их настоящую ценность. – Если человек не увлекается коллекционированием, то без специалиста ему будет достаточно трудно определить, насколько ценная его вещь, – уверен Максим Соколовский. – Ценность напрямую зависит от года выпуска и состояния предмета, а также от количества выпущенных вещей.- А как профессионал будет оценивать вещь?- Коллекционерами не рождаются, а становятся: каждый станет исследователем, пока отыщет нужную информацию в специальных каталогах и книгах. Давайте объясню на примере вашей швейной машинки. Есть два варианта – «Zinger», как у вас, и «Singer». Первые выпускались только в Германии, вторые – во всех остальных странах. Страну изготовителя можно точно определить по букве, стоящей перед порядковым номером. Всего было выпущено 10 миллионов швейных машинок – это очень много, поэтому материальной ценности здесь нет, даже несмотря на отличное состояние машинки и на 100-летний возраст.- Конечно, эту машинку я никому не отдам. Но в принципе, можно ли ее продать? Она ведь и сейчас прекрасно строчит…- В 1913 году еще выпускался челнок особой формы – в виде пули. Он весьма интересен, но неудобен. Попробуйте его вынуть – назад сразу не получится вставить без определенного навыка.Так что шить на «Зингере» сейчас вряд ли кто будет: есть легкие и удобные современные модели. Тем не менее, найдутся в нашем городе коллекционеры, которые захотят купить ваш «Зингер».- А зачем коллекционерам швейная машинка, каких миллионы выпущены?- Покупают либо для интерьера, или чтобы из станины сделать столик. «Зингер» – это ведь целая эпоха. Только представьте: уже давно в живых нет того еврея Зингера, который запатентовал в Германии свою швейную машинку, а его дело его жизни – вот оно, здесь, перед нами. Вообще коллекционеров называют людьми, больными со знаком «плюс». Держать в руках старинную вещь – это невероятно интересно и приятно, и это сильно затягивает. Коллекционирование – это своеобразная мания. Через предметы старины сохраняется связь поколений.- Перейдем к тарелке. Что о ней можете сказать?- Это фарфоровое чайное блюдце с изображением монастыря в Новом Афоне, выпущенное примерно в 1913 году. Такие сувенирные блюдца в огромном количестве распродавались туристам. На обратной стороне указан производитель: знаменитое товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова. Блюдце треснутое, не расписано вручную, как настоящие шедевры Кузнецова, раритетом не является. Следовательно, этот предмет материальной ценности не представляет. Но вы бы и за деньги это блюдце не продали, верно? Ценность – она не всегда в деньгах выражается. Это, прежде всего, память. В данном случае, память о вашей прабабушке, – завершает нашу беседу коллекционер Максим Соколовский.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» — одно из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX веков. Было основано в 1889 году российским промышленником и предпринимателем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и просуществовало до 1917 года, когда большинство предприятий было национализировано.Прадедом М. С. Кузнецова был Яков Васильевич Кузнецов, который основал фарфоровое производство в районе Гжели в 1812 году. Сын Якова Васильевича Терентий Яковлевич Кузнецов продолжил династию российских промышленников. У него, в свою очередь, было три сына: Сидор, Анисим и Емельян. Сидор Терентьевич основал в 1841 году Рижскую фарфоро-фаянсовую фабрику, которая после его смерти в 1872 году перешла к сыну Матвею Сидоровичу.К 1898 году «Товарищество» стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках «Товарищества» производилось около 2/3 российского фарфора. На фабриках «Товарищества» изготавливалась не только столовая и чайная посуда из фарфора и фаянса. Кроме этого, заводы Кузнецова выпускали фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы, предметы для электропроводки; фаянсовые сантехнические предметы (чашки, умывальные доски и ванны); украшения для внутренней отделки, а также фасадов домов и церквей.

Моя прабабушка Ирина Кузьминична Панова работала в станице Крымской (сейчас – город Крымск). Наверное, съездить 100 лет назад на экскурсию в Абхазию было не так просто. Из Крымской до Новороссийска на телеге, затем – на пароходе вдоль берегов Черного моря. Красота субтропиков поразила кубанскую учительницу. Фотоаппараты, без которых сейчас мы не мыслим путешествий, были редкостью. Купленное прабабушкой блюдце с изображением монастыря – единственное доказательство, хранящее память о той давней экскурсии.

Во время фашистской оккупации в 1942 году мой прадедушка закопал в землю всё ценное, в том числе и посуду, чтобы спасти от захватчиков. В послевоенные годы эти вещи спасли от голода всю семью – посуду и другие вещи обменивали на продукты. Блюдечко чудом сохранилось. Бережно склеенное, пережившее революцию, Великую Отечественную войну, перестройку, сегодня оно для нашей семьи является связующим звеном между ХХI веком и прабабушкой, рожденной в ХIХ веке.

Переберите дома свои вещи: загляните на антресоли, в дальний угол кладовки, в старый сундук. Возможно, вы найдете то, что хранит самое главное в жизни человека – память. История – вот она, рядом, не в учебниках написанная, а созданная людьми, ими прочувствованная, ими выстраданная. Перелистайте старые семейные фотографии, подклейте в альбом, усадите рядом своих детей и внуков, младших братьев-сестер – пусть слушают, пусть знают, пусть хранят. И пока не поздно, запишите все. Пока есть кому рассказать. Иначе прервется связь поколений.

Наталия ДОЛГОВА,фото автора

От редакции. Дорогие читатели! Мы ждем рассказов о ваших семейных реликвиях.

(1 голос, оценка: 5,00 из 5)

Добавить комментарий