Профилактика речевых расстройств
Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаем понимать настоящую его цену. А ведь встречаются люди, страдающие тяжелыми нарушениями речи, которые не могут выбрать профессию по душе, устроить личную жизнь. Давайте вернемся в детство и попытаемся найти причины, приводящие к нарушениям речи.
Ребенок еще не родился, а разного рода неблагоприятные факторы (наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей) могут полным ходом «работать» на его речевую или иную патологию. При наличии особо неблагоприятной наследственности необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Что касается состояния здоровья будущих родителей, то особую опасность представляют неблагоприятные условия, связанные с работой в условиях с химически активными веществами, наличие радиационного излучения, вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания).Особого внимания требует период беременности. Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного развития, а значит и последующего речевого и психического здоровья. Не раз мне приходилось слышать от мамочек: «Я курила всю беременность и ничего, родила…». Но ведь они еще не знают, как эта пагубная привычка повлияла на мозг малыша, какие трудности будут подстерегать ребенка в период становления речи и в школьный период!Отрицательно сказываются на ребенке и возникающие в семье стрессовые ситуации, особенно если они приобретают затяжной характер. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребенка и полноценности его речи, но нередко такое осознание приходит слишком поздно…Сам процесс родов не только с физиологической точки зрения, но и с эмоциональной зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение будущей матери во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов. Будущей маме нужно больше гулять на свежем воздухе, разговаривать со своим малышом, ведь учеными уже доказано, что ребенок в утробе переживает и радуется вместе со своей мамой. Посещайте театры, выставки, экскурсии, слушайте классическую музыку и не забывайте вечером перед сном пообщаться с малышом: погладив животик, спойте спокойную песенку, скажите пару ласковых слов. После рождения ребенка следует внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая в дневнике любое отставание или отклонение. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается появление первых слов и фразовой речи (небольшие предложения), то причины этих отставаний необходимо выяснить у специалистов и принимать рекомендуемые меры, чтобы исправить ситуацию. В этом отношении действует правило: чем меньше отставание от нормы, тем легче его преодолеть.Профилактика речевых нарушений складывается из основных моментов: 1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье:– предупреждение ушибов в области головы, детских инфекций, протекающих с высокой температурой, профилактика простудных заболеваний;– предупреждение и лечение аномалий костных частей речевого аппарата, исключение случаев длительного сосания соски, пальца и подкладывание руки под щеку во время сна, что может привести к перекрестному прикусу, своевременное подрезание короткой уздечки языка (до 4 лет);– необходимо беречь горло от простуды, чрезмерных криков;– исключить рассказы страшных историй, длительного и бесконтрольного просмотра телепередач и фильмов не по возрасту.2. Забота о правильном речевом развитии:– не «сюсюкайте» с ребенком;– разговаривайте как можно больше, четко произносите слова и названия предметов;– отчетливо произносите неправильно сказанные ребенком слова – произношение звуков малышом будет ненавязчиво и постепенно исправляться;– приучайте ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие способствует точному и быстрому усвоению звукопроизношения;– пойте вместе с ребенком детские песенки;– выполняйте упражнения на развитие тонкой ручной моторики. Это пальчиковые игры, лепка пластилином, нанизывание бус, шнуровка и т.д.Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы все же были, родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, если были своевременно приняты лечебно-профилактические меры.
Е. В. Беляева, учитель-логопед д/с №37