Увлеченные ветром:
в нашем городе набирает популярность парапланерный спорт
Небо всегда манило человека. Романтики издревле мечтали достать до звезд или птицей полететь над морями и океанами. В течение столетий люди изобретали летательные аппараты, пытаясь подняться в воздух, достичь своей мечты – порой, даже ценой своей жизни. Наконец, век технического прогресса дал нам возможность летать во всех слоях атмосферы и даже за ее пределами – в космосе. Сейчас полёты – это профессия для одних, вид транспортной услуги для других, а для третьих – увлечение, набирающее все большую популярность, в том числе и в нашем городе.
Геленджичанина Виталия Адамовича Косиловича знают в нашем городе многие – он уже 7 лет работает в Геленджике врачом «Скорой помощи», а в целом он оказывает медицинскую помощь более 30 лет. Профессия эта тяжелая и ответственная, рабочий день ненормированный, но на выходных Виталий Адамович старается найти время на увлечение политикой, чтением, спортом, а его самая большая страсть – это парапланеризм.
– Изначально параплан появился во Франции, его сделали из спортивного парашюта-крыла, добавив ему возможность с земли взлетать вверх, – рассказывает Виталий Косилович. – Название появилось от слов ПАРАшют ПЛАНирующий. Ни один летательный аппарат не дает того ощущения свободного птичьего полета, как параплан: ни самолет, ни модное сейчас увлечение воздушными шарами. Парапланом управляешь сам – по своему желанию делаешь виражи, зависаешь, легко планируешь.
– Виталий Адамович, я слышала, что парапланеристам желают не попутного ветра, а наоборот, встречного. Трудновато это представить…
– Для взлета и посадки нужен встречный ветер, совершенно верно. Вы зонтиком пользуетесь? При встречном ветре у вас зонтик вырывает назад, но если вы поднимете руку вверх и расположите ее под определенным углом, то почувствуете, что руку тянет вверх. В восходящих потоках параплан может поднять вас на высоту до 5 тысяч метров. Но без соответствующего снаряжения делать этого не нужно.
– Какова стоимость параплана?
– Здесь ситуация, как и на авторынке. Есть парапланы новые и бывшие в употреблении, сертифицированные и не имеющие сертификата. Зачастую сертификат отсутствует только потому, что процедура сертификации очень дорогостоящая. Но это не значит, что на том параплане нельзя летать. Летать можно, но если вы приедете с ним в Европу, то там летать, вполне вероятно вам запретят. Сертификат говорит о том, что фирма протестировала его в определенных условиях полета и гарантирует, что с вами ничего не произойдет, если только не вмешается ваша глупость. Порою несертифицированные крылья гораздо лучше их сертифицированных собратьев. Самыми дорогими будут сертифицированные новые парапланы, выпускаемые известными европейскими брендами: от 1,5 до 2,5 тысяч евро. Б/у параплан – от 600 до 1,5 тысяч евро. Отмечу, что выбирать б/у крыло нужно вместе с опытным человеком, который определит износ строп и свободных концов, а также износ ткани.
– Ткань парашюта и параплана различается?
– Парашют работает на динамических нагрузках. Он должен самортизировать мощный удар воздушного потока в момент раскрытия купола, для этого ткань должна пропускать воздух. У параплана наоборот ткань должна быть воздухонепроницаемой. Берете ткань и дуете – это называется «поцеловать» ткань. Если пропускает, то этот экземпляр вам не годится, вы будете взлетать и тут же садиться.
– Нужно ли предупреждать какие-либо службы о предстоящих полетах на парапланах?
– Конечно, существует воздушный кодекс и правила производства полетов, все делается по соответствующей процедуре. Заказывается воздушное пространство через Южный узел управления гражданской авиацией в Ростове, согласовывается с аэропортом.
– Насколько этот вид спорта безопасен?
– Все зависит от спортсмена. Несчастные случаи бывают крайне редко и в основном в Европе, как правило – по вине пилота. Если вы усвоили необходимые навыки – с вами ничего произойти не может. На дорогах в ДТП и от упавших с крыши сосулек людей погибает несравненно больше. В Молдавию езжу раз в два года как врач чемпионата по парапланерному спорту, 6 таких соревнований мы уже провели. На предпоследнем чемпионате было 64 крыла в небе одновременно – все благополучно.
– Что нужно для того, чтобы заниматься парапланеризмом в Геленджике?
– Как минимум, желание и свободное время. Для одиночных полетов нужно пройти курс обучения, усвоить базовый уровень знаний. На первых занятиях вы изучите материально-техническую базу и определенный набор терминов, после чего можно переходить к получению практических навыков. Тогда уже нужен параплан и подходящая погода для вашего уровня подготовки. Для того, чтобы чувствовать крыло и правильно уметь его «поднять», нужно выработать мышечную память в процессе первых четырех тренировок, причем надо провести их в течение одной недели. Иначе после перерыва приходится начинать все сначала. Для полетов в тандеме с инструктором особой подготовки не требуется. Добавлю, что наш Маркотхский хребет прекрасно подходит для полетов.
В нашем городе около двенадцати человек занимаются парапланерным спортом, среди них есть одна местная девушка, но, в основном, это люди, которые переехали в Геленджик из крупных городов, или проживают здесь сезонно. В Новороссийске больше таких увлеченных небом. Слушать, как парапланеристы общаются между собой, очень увлекательно. В этом виде спорта богатый словарь терминов: режимы полета «большие уши», «дискотека» и «бабочка», «голубая дыра» в небе, вместительный рюкзак-«пончик»… Занятно наблюдать, как Виталий Адамович управляет парапланом, затягивая нужные стропы. А еще интереснее – парить в небе самому!
Наталия ДОЛГОВА