Каким будет морской бизнес России?

11:22 Актуальная тема

23 мая в Новороссийске состоялся круглый стол «Деятельность российских предприятий морской транспортной отрасли в условиях членстваРоссии в ВТО», на котором обсуждали присоединение нашей страны коВсемирной Торговой организации ивлияние этого на развитие морскогобизнеса. Мероприятие проводили Торгово-промышленные палаты страныи Новороссийска. В работе круглогостола приняли участие представители федеральных исполнительных изаконодательных органов, общероссийских ассоциаций и объединений,предприятий морской транспортнойотрасли, морских торговых портов,международного делового центра«Россия в ВТО» и другие заинтересованные компетентные лица и организации, деятельность которых связанас морским бизнесом. «МГ» побывал наоткрытии круглого стола.

– Пока та или иная страна не входит в состав ВТО, – констатировалвице-президент Торгово-промышленной палаты России Георгий Попов,открывая мероприятие, – государства- члены ВТО могут применять к неймеры любого экономического воздействия, выставлять более высокиеантидемпинговые пошлины (дополнительные пошлины, взимаемые стоваров, продаваемых на экспорт поцене ниже, чем на внутреннем рынкестраны-экспортера, – прим.ред.), и самое главное, эта страна не участвуетв выработке правил международнойторговли. Вступление России в ВТОявилось стратегической необходимостью для экономики и политики на-шей страны. И хорошо, если мы сумеем воспользоваться нашим членствомправильно, и будет очень плохо, еслимы не сможем этого сделать.

По мнению экспертов Новороссийской ТПП, в связи с членством страныв торговой организации возникнетряд проблем, с которыми предстоит столкнуться городам, связаннымс развитием морского бизнеса. Этодальнейшее ужесточение конкуренции между портами в морских бассейнах Европы и мира и возможныйзахват иностранными компаниямирынка услуг по обслуживанию морских судов и морских портов.По поводу морского бизнеса Попов разъяснил, что наш морской флот(торговый и пассажирский) практически исчез не благодаря ВТО, а намного раньше (во времена СССР мывходили в пятерку мировых держав).И на сегодня на долю судов под Российским флагом приходится всего 6% внешнеторговых грузов, а это в 10раз меньше, чем во времена СССР. Попов сказал, что сейчас разработанастратегия, согласно, которой до 2030года мы должны увеличить эту долюдо 40%.

ВТО (Всемирная торговая организация) — международная организация,созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. В ВТО входят 159 стран, среди которых США, страны Европейского союза, некоторые постсоветские страны, Китай, Саудовская Аравия, Египет,Турция, Япония, ОАЭ и др. Россия вела переговоры о вступлении в организацию 18 лет и стала 156-й страной, принявшей ее членство.

Несмотря на то, что рынок услугморского транспорта является однимиз самых либеральных, обязательства в рамках ВТО в секторе морскоготранспорта приняли всего 55 стран,в том числе и Россия. Но только 38из них согласны открыть доступ насвой рынок грузоперевозок, срединих Киргизстан, Молдова, Гонконг,Китай, Украина, Турция и др. Эти государства дают гарантию, что условияпребывания в их водах под другимифлагами будут такими же, как и дляместных судов. Россия же не взяла насебя никаких обязательств в отношении перевозок по своим внутреннимводам судов под флагами других государств. Компании стран ВТО могутнаходиться в наших водах и получать соответствующие услуги, только лишь под российским флагом и при одном условии: если иностранная компания зарегистрирована в России как юридическое лицо и платит налоги.

– В целом каких-то негативных последствий, которые могут нанестиущерб Российским поставщикам, этисоглашения со странами ВТО не содержат, – заключил Георгий Попов. -Единственный негативный фактор длянашей морской отрасли состоит в том,что внутриэкономическая политика,особенно в 1990-е годы, довела нашпортовый корпус до того состояния, вкотором он пребывает сегодня. А этозначит, что конкуренция будет возрастать. И мы должны вводить ограничивающие барьеры для конкурирующихстран, исходя из действующих правилВТО.

Президент Новороссийской торгово-промышленной палаты Игорь Жаринов считает, что уже сейчас надопредставлять, в чем конкурентныепреимущества иностранцев, а в чем– наши, и ни в коем случае не бояться грядущих перемен, а взвешиватьсвои возможности. В итоге участники круглого столапришли к выводу, что именно прозрачность как одно из условий существования в ВТО будет полезна дляРоссии.

– Любая мера – административная, таможенная и так далее, должна быть абсолютно прозрачной, – пояснил заместитель председателя Морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате РФ, кандидат юридических наук Александр Муранов. – Так же и наши соотечественники, и иностранцы будут перемещаться в едином пространстве: не будет жестких барьеров.

Оценки ряда Московских исследовательских институтов говорят отом, что в результате присоединенияк ВТО при самом пессимистическомпрогнозе Россия может потерять ростВВП всего на 1 %. Но, по словам экспертов, как скажется на нашей экономике вступление в ВТО, можно будетсказать только через 5-7 лет.

Елена ПОЛУШКИНА

Вступление в ВТО потребуетот производителей переименовать ряд привычных для потребителя отечественных продуктов.Например, шампанское превратится в игристое вино, так какпродукт с таким названием может производиться только в провинции Шампань во Франции,коньяк может производитьсятолько в провинции Коньяк, поэтому в нашей стране будут разливать бренди.

(Нет оценок)

Добавить комментарий