Запретный пластик
В пятницу, 23 мая, депутаты ЗСК приняли закон, запрещающий продажу вин и коньячных напитков в пластиковые бутылки, – об этом сообщает РБК Краснодарского края. По оценке краевых властей, теневой рынок реализуемой таким образом продукции за время курортного сезона в Краснодарском крае превышает 1 млрд руб.
«На территории края широкое распространение получила практика розлива алкоголя, в частности вина и коньячных напитков, из заводской упаковки большого объема (например, bag in box объемом 10-20 литров) в более мелкую потребительскую тару – ПЭТ-бутылку 1-2 литра», – рассказал руководитель управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности края Олег Толмачев.
По его словам, в курортный сезон объемы продаж разливного алкоголя вырастают в десятки раз. Однако вместо качественной продукции путем простой замены содержимого bag in box нередко продается нелегальная продукция. «Она никак не учитывается и не облагается акцизом. Зачастую продают просто фальсификат на основе воды, спирта и ароматизаторов. Торговля ведется, в основном, под звучной вывеской «Вина Кубани». Как правило, в фальшивые бочки вставляется специальный мешок вместимостью 10-20 литров и отдыхающим предлагается купить в розлив якобы свежий, живой продукт из бочки», — продолжил О. Толмачев.
По его словам, суррогат производится в «огородах, гаражах, сараях и местах продаж». В качестве основного оборудования используется примитивная пластиковая бочка, лопаты для размешивания водно-спиртовой жидкости с ароматизаторами и красителями. «Эти компоненты поставляются челноками, распространяющими спирт, как правило, из соседних республик, которые перенасыщены полулегальными спиртзаводами. Определить подделку несведущему покупателю практически невозможно», — отметил чиновник. По его подсчетам, себестоимость производства 1 литра лже-вина – 15-20 руб., а продается оно по 70-80 руб.
Выявляют алкогольную продукцию, реализуемую с нарушениями, полицейские. Например, на минувшей неделе сотрудники Отдела МВД России по Геленджику провели 9 рейдов, в ходе которых было выявлено 8 фактов нарушений реализации алкогольной продукции. Так, 25 мая сотрудники ОИАЗ Отдела МВД в селе Марьина Роща выявили факт реализации алкогольной продукции в торговом объекте «Дегустации вин» без лицензии, в результате было изъято 350,5 литров алкоголя. По данному факту на руководителя предприятия был составлен административный материал и направлен в суд по ст.141. ч.2 КоАП РФ. Всего в ходе рейдов предприятия и руководители торговых объектов, согласно ст.14.16.ч.3 КоАП РФ, привлечены к административной ответственности, было наложено 132 000 рублей штрафных санкций.
По мнению властей, подобные нелегальные схемы наносят ущерб курортной инфраструктуре края, отдельным винодельческим брендам, имиджу кубанского виноделия и бюджету региона. Помимо этого, возникает дополнительный очаг возникновения ЧС, связанных с отравлениями алкогольными суррогатами. Кроме того, они способствуют снижению объемов производства легальной продукции. К примеру, объем выпуска водки с 2008 г. в крае уменьшился в 10 раз, и эта тенденция продолжается. В крае реализуется менее 8% «собственной» водки. Бюджет региона из-за ввозимой водки ежегодно теряет порядка 1,5-2 млрд руб. потенциальных налогов.Помимо этого, в регионе сокращается производство вина. Только за 2013 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение составило 14%.
Также депутаты ЗСК тем же законом ввели дополнительные ограничения на места продажи алкоголя. Согласно новым нормам, в одном торговом зале теперь запрещено совмещать объекты розничной торговли алкоголем с объектами общественного питания. Дело в том, что краевой закон устанавливает ограничение на розничную продажу алкоголя с 22:00 до 11:00 (включительно). Однако эта норма не распространяется на заведения общепита.
«Этим массово стали пользоваться нерадивые предприниматели. Чтобы продлить время продажи алкоголя, бизнесмены в общем торговом зале регистрируют и магазин, и точку общественного питания. В результате у магазина появляется возможность круглосуточной реализации алкоголя, а норма, направленная на ограничение времени, носит формальный характер», – отметил О.Толмачев. По его данным, в крае работает около 500 таких объектов.
Депутат ЗСК Алексей Гусак отметил, что подобные ограничения могут усилить активность интернет-продавцов алкоголя. Он привел в пример случаи, когда через сеть продается, скажем, зажигалка, а к ней в подарок прилагается алкоголь. В последнее время таких сайтов появляется все больше. При этом возраст «покупателей» никого не интересует, и за качество подобных «подарков» никто не несет никакой ответственности.
Ольга Архипова